6.5. Гидравлический удар
Гидравлическим ударом называется резкое повышение давления, возникающее в напорном трубопроводе при
внезапном торможении потока рабочей жидкости. Этот процесс является очень быстротечным и характеризуется
чередованием резких повышений и понижений давления, которое связано с упругими деформациями жидкости и
стенок трубопровода. Гидравлический удар чаще всего возникает при резком открытии или закрытии крана или
другого устройства, управляемого потоком.
Пусть в конце трубы, по которой движется жидкость со скоростью υ0, произведено
мгновенное закрытие крана (рис. 6.10, а).
Рис. 6.10. Стадии гидравлического удара
При этом скорость частиц, натолкнувшихся на кран, будет погашена, а их кинетическая энергия перейдет в
работу деформации стенок трубы и жидкости. При этом стенки трубы растягиваются, а жидкость сжимается в
соответствии с увеличением давления на величину ΔPуд, которое называется
ударным. Область (сечение n - n), в которой происходит увеличение давления, называется ударной волной.
Ударная волна распространяется вправо со скоростью c, называемой скоростью ударной волны.
Когда ударная волна переместится до резервуара, жидкость окажется остановленной и сжатой во всей трубе,
а стенки трубы - растянутыми. Ударное повышение давления распространится на всю длину трубы (рис. 6.10, б).
Далее под действием перепада давления ΔPуд частицы жидкости устремятся
из трубы в резервуар, причем это течение начнется с сечения, непосредственно прилегающего к резервуару. Теперь
сечение n-n перемещается обратно к крану с той же скоростью c, оставляя за собой выровненное
давление P0 (рис. 6.10, в).
Жидкость и стенки трубы предполагаются упругими, поэтому они возвращаются к прежнему состоянию,
соответствующему давлению P0. Работа деформации полностью переходит в кинетическую энергию,
и жидкость в трубе приобретает первоначальную скорость υ0, но направленную теперь
в противоположную теперь сторону.
С этой скоростью весь объем жидкости стремится оторваться от крана, в результате возникает отрицательная
ударная волна под давлением P0 - ΔPуд, которая
направляется от крана к резервуару со скоростью c, оставляя за собой сжавшиеся стенки трубы и
расширившуюся жидкость, что обусловлено снижением давления (рис. 6.10, д). Кинетическая энергия жидкости
вновь переходит в работу деформаций, но противоположного знака.
Состояние трубы в момент прихода отрицательной ударной волны к резервуару показано на рис. 6.10, е. Так же
как и для случая, изображенного на рис. 6.10, б, оно не является равновесным. На рис. 6.10, ж, показан процесс
выравнивания давления в трубе и резервуаре, сопровождающийся возникновением движения жидкости со
скоростью υ0.
Очевидно, что как только отраженная от резервуара ударная волна под давлением ΔP
уд достигнет крана, возникнет ситуация, уже имевшая место в момент закрытия крана. Весь цикл
гидравлического удара повторится.
Протекание гидравлического удара во времени иллюстрируется диаграммой, представленной на рис. 6.11, а и б.
Штриховыми линиями показано теоретическое изменение давления у крана в точке А, а сплошной
действительный вид картины изменения давления по времени (рис. 6.11, а). При этом затухание колебаний
давления происходит за счет потерь энергии жидкости на преодоление сил трения и ухода энергии в резервуар.
Если давление P0 невелико (P0 < ΔP
уд), то картина изменения амплитуды давления получается несколько иная, примерно такая, как
показано на рис. 6.11, б.
Рис. 6.11. Изменение давления по времени у крана
Повышение давления при гидравлическом ударе можно определить по формуле
ΔPуд = ρυ0c
Данное выражение носит название формулы Жуковского. В нем скорость распространения ударной волны c
определится по формуле:
где r - радиус трубопровода;
E - модуль упругости материала трубы;
δ - толщина стенки трубопровода;
K - объемный модуль упругости (см. п.1.3)
Если предположить, что труба имеет абсолютно жесткие стенки, т.е. E = , то скорость
ударной волны определится из выражения
Для воды эта скорость равна 1435 м/с, для бензина 1116 м/с, для масла 1200 - 1400 м/с.
6.6. Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их
эксплуатации
При проектировании напорных трубопроводов следует учитывать, что их пропускная способность в период
эксплуатации снижается (например, для водопроводных труб до 50% и даже ниже). Вследствие коррозии и
образования отложений в трубах (инкрустации), шероховатость труб увеличивается. Это можно оценить по
формуле:
kt = k0 + αt
где k0 - абсолютная шероховатость для новых труб, (мм),
kt - шероховатость через t лет эксплуатации,
α - коэффициент характеризующий быстроту возрастания шероховатости (мм/год).
Таблица 6.1
Проверить себя ( Тест )
Наверх страницы