Russian Hamradio :: Управление трехфазным электродвигателем.
Сайт радиолюбителей Республики Коми.

: главная: странички:

Управление трехфазным электродвигателем.

Многие имеют в своем распоряжении старые часы, которые ранее производила промышленность, на базе микросхемы К145ИК1901, и в настоящее время они или не работают или не устраивают владельцев и находятся или в гаражах, на дачах, в деревне. Но между тем им можно дать вторую жизнь и заставить заработать их в качестве исполнительного устройства для включения в заданное время трехфазного электродвигателя или другой мощной нагрузки.

У автора статьи были электронные часы на микросхеме К145ИК1901, собранных ранее из набора “Старт-7176” [1] он их и использовал в данном устройстве. Схема данного устройства показана на рисунке 1.

Рис.1.

Часы соединяют с пускателем электродвигателя - на схеме он отделен на схеме штрих-пунктирной линией. Соединение часов с электродвигателем производится по гибкому трехпроводному кабелю, для подключения которого на корпусах часов и пускателя можно установить не показанные на схеме разъемы.

Электробезопасность обеспечена тем, что цепи, связанные с сетью, изолированы от низковольтных цепей электронных часов и соединены лишь с контактами реле К1.1 и кнопки SB2.

В исходном состоянии транзистор VT1 закрыт, обмотки реле К1 и пускателя КМ1 обесточены. Действуя согласно инструкции по эксплуатации часов, записывают в регистр их таймера требуемую выдержку, после чего кратковременно нажимают на кнопку SB2.

Одна группа ее контактов дублирует кнопку пуска таймера, вторая — замыкает цепь питания обмотки пускателя КМ1. Благодаря специально предусмотренным в пускателе блокировочным контактам он останется сработавшим, а двигатель — включенным и после отпускания кнопки.

По истечении заданной выдержки на некоторое время открывается внутренний полевой транзистор микросхемы К145ИК1901, канал которого связывает между собой ее выводы 24 и 27. В результате будет открыт транзистор VT1 и сработает реле К1, размыкая контакты К1.1.

Цепь обмотки пускателя КМ1 будет разорвана, и его разомкнувшиеся контакты выключат двигатель. При необходимости сигнал выключения двигателя можно подать и вручную с помощью кнопки SB3, не дожидаясь окончания выдержки.

С повторным нажатием на кнопку SB2 табло часов вновь отобразит заданную выдержку, и двигатель включится еще раз. Если выдержку требуется изменить, не дожидаясь окончания текущей, следует обнулить таймер, воспользовавшись кнопкой SB1 [2].

Детали

Транзистор VT1 — любой средней мощности структуры n-p-n с h21э более 100 и Uкэ макс не менее 30 В. Диод VD1 выбирают с обратным напряжением не менее 30 В. Реле К1 — РЭС22 (паспорт РФ4.523.023-00) с током срабатывания 19 мА и сопротивлением обмотки 650 Ом.

Его можно заменить другим с рабочим напряжением 24...27В, способным коммутировать переменное напряжение 220В при токе до 0,1 А. Предлагаемое устройство безотказно работает в течение ряда лет и доказало свою практичность и безотказность в работе.

Б. Сербин

Литература:

1. Георгиев К. Часы-будильник из набора “Старт 7176”. — Радио, 1986, № 6, с. 40 - 44.

2. Губарев А. Еще одна кнопка в часах на БИС К145ИК1901. — Радио,1987, № 5, с. 47.

Rambler's Top100
Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb
Copyright © Russian HamRadio

Hosted by uCoz