Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4”.
На главную Главная

Немецкие автомобили достаточно широко распространены в Российской Федерации. Схемы бортового электрооборудования этих автомобилей составляются по единым правилам (нормам DIN), которые значительно отличаются от широко используемой формы начертания схем, принятой в отечественной научно-технической, учебной и справочной литературе. В данной статье подробно описывается принципиальная схема электрооборудования автомобиля „Audi-А4”.

Чтобы изучить логику построения немецких схем электрооборудования и научиться ими пользоваться, достаточно рассмотреть одну из них на конкретном автомобиле. На рис. 1-5 представлена схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4” (вып. 1995 г.) с 6-ти цилиндровым V-образным бензиновым двигателем ААН (рабочий объем 2,8 л), которая выполнена в соответствии с немецкими стандартными нормами DIN.

Перечень элементов электрооборудования автомобиля и их буквенно-цифровые обозначения на схеме представлены в табл. 1

Таблица 1.

Позиционное обозначение

Наименование элемента схемы

Порядковый номер позиции на схеме

1

2

3

А

Аккумуляторная батарея

17

В

Стартер

19

С

Генераторная установка

22

D

Выключатель зажигания

87—93

Е1

Центральный переключатель света

108—113

Е2

Переключатель указателей поворота

206

Е3

Выключатель аварийной сигнализации

194—204

Е4

Выключатель световой сигнализации и ближнего света

115—116

Е9

Переключатель вентилятора свежего воздуха

227—233

Е15

Электронный выключатель обогрева заднего стекла (с подсветом)

233—237

Е18

Выключатель заднего противотуманного света

166, 167

Е19

Выключатель стояночного огня

114

Е20

Регулятор освещения переключателей и приборов

190е

Е22

Переключатель стеклоочистителя

207—211

Е87

Электронный блок управления кондиционером (точки подключения)

72, 186, 187

Е102

Регулятор дальности освещения фар

144—147

F

Выключатель сигнала торможения

98

F1

Датчик аварийного давления масла

181

F2, F3, F10, F11

Дверные выключатели соответственно левой передней, правой передней, левой задней и правой задней дверей

221, 222, 225, 226, 223, 224

F4

Выключатель света заднего хода

103

F5

Выключатель освещения багажника

136

F9

Выключатель сигнализатора стояночного тормоза

172

F34

Датчик уровня тормозной жидкости

186

F59, F114

Выключатель системы управления центральным замком соответственно с левой и правой стороны

220, 224а

F60

Выключатель холостого хода

39

F66

Датчик уровня охлаждающей жидкости

190

F77

Датчик уровня омывающей жидкости

214

F125

Многофункциональный переключатель

G

Датчик уровня топлива

G1

Указатель уровня топлива

190d

G2

Датчик температуры охлаждающей жидкости

62

G3

Указатель температуры охлаждающей жидкости

190е

G4

Датчик момента зажигания

52

G5

Тахометр

190b

G6

Электробензонасос

183

G8

Датчик температуры масла

180

G9

Указатель температуры масла

190с

G21

Спидометр

190d

G28

Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя

55

G39

Кислородный датчик I

82

G40

Датчик Холла

45

G61

Датчик детонации I

78

G62

Датчик температуры охлаждающей жидкости

61

G66

Датчик детонации II

75

G68

Датчик скорости автомобиля

177—178

G69

Датчик положения дроссельной заслонки

40—43

G70

Расходомер воздуха

46

G108

Кислородный датчик II

80

Н

Выключатель звукового сигнала

142

Н2Н7

Звуковой сигнал соответственно высокого и низкого тока

139, 141

Н3

Зуммер

190b

J2

Реле аварийной сигнализации

199—200

J4

Реле звукового сигнала

142

J17

Реле электробензонасоса

56

J31

Реле стеклоочистителя и стеклоомывателя

209—211

J59

Реле шины "Х"

86

J60

Реле автоматической коробки передач

23

J104

Электронный блок управления АБС

59 (185)

J166

190с

J189

Система автоматического контроля (точки подключения)

69, 214

J192

Электронный блок управления впрыском и зажиганием "MPFI"

27—83

J217

Электронный блок управления автоматической коробкой передач

66—71

J234

Электронный блок управления надувной подушкой безопасности (точка подключения)

174

J268

Электронный блок управления миниконтрольной системой

178—190е

J347

Электронный блок управления ультразвуковых датчиков (точка подключения)

168

J362

Электронный блок управления противоугонной системой

71—73

K1

Контрольная лампа дальнего света фар

192

К2

Контрольная лампа неисправности генераторной установки

170

К4

Контрольная лампа габаритного света

113

К14

Контрольная лампа включения стояночного тормоза

172

К18

Контрольная лампа прицепного устройства

202

К29

Контрольная лампа предварительного накаливания

176

К47

Контрольная лампа ABS

173

К64

Контрольная лампа аварийной сигнализации

203

К65К94

Контрольная лампа соответственно левого и правого поворота

193, 191

К72

Контрольная лампа неисправности катализатора

175

К75

Контрольная лампа надувной подушки безопасности

174

К95

Контрольная лампа противоугонной сигнальной системы

168

К117

Контрольная лампа противоугонной системы

177

L1L2

Лампа соответственно левой и правой фары

150, 152, 148, 151

L16

Лампы подсветки регулятора свежего воздуха

231—233

L28

Лампа подсветки прикуривателя

161

L46, L47

Лампа заднего противотуманного света соответственно левого и правого

95, 102

М1, М3

Лампа переднего габаритного света соответственно левого и правого

154, 156

М2, М4

Лампа заднего габаритного света соответственно левого и правого

100, 97

М5, М7

Лампа переднего указателя поворота соответственно левого и правого

194, 197

М6, М8

Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого

96, 101

М9, М10

Лампа сигнала торможения соответственно левого и правого

98, 99

М16, М17

Лампа света заднего хода соответственно левого и правого

94, 103

М18, М19

Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого

195, 198

N, N128, N158

Катушка зажигания соответственно № 1, 2 и 3

30, 33, 36

N30, N31, N32, N33, N83, N84

Электромагнитная форсунка соответственно № 1, 2, 3, 4, 5 и 6

27—37

N24

Блок добавочных резисторов электровентилятора салонного воздуха

230

N71

Электромагнитный клапан стабилизации частоты холостого хода

77

N80

Электромагнитный клапан продувки адсорбера

84

N122

Силовой каскад системы зажигания (коммутатор)

38—41

N156

Электромагнитный клапан переключения регистра во впускном трубопроводе

85

Р

Наконечник свечи зажигания

30,31,33,34,36,37

Q

Свеча зажигания

30,31,33,34,36,37

S

Блок предохранителей

120—139, 149—169

U1

Прикуриватель

160

V

Электродвигатель стеклоочистителя

208—212

V2

Электровентилятор свежего воздуха

232

V5

Электродвигатель водяного насоса стеклоомывателя

213

V48, V49

Сервопривод для регулировки дальности освещения фарами соответственно слева и справа

144146

V94

Электродвигатель центрального замка с электронным блоком управления для задержки отключения внутреннего освещения и сигнального противоугонного устройства

222—223

W

Плафон внутреннего освещения передний

217—219

W3

Лампа освещения багажника

137

W6

Лампа освещения вещевого ящика

127

W18

Лампа освещения багажника слева

136

Х

Лампы освещения номерного знака

128—129

Y

Часы

190а

Z1

Нагревательный элемент заднего стекла

234

Z4, Z5

Нагревательный элемент наружного зеркала соответственно левого и правого (точки подключения)

235, 236

Z19, Z28

Нагревательный элемент кислородного датчика соответственно I и II

83, 81

Z20, Z21

Электрообогреваемый жиклер стеклоомывателя соответственно левый и правый

215, 216

В табл. 2 дана информация о контактно-штекерных колодках.

Таблица 2.

Позиционное обозначение

Цвет и расположение колодки

1

2

2-х контактные штекерные колодки

Т2ab

Серого цвета, справа в моторном отсеке

T2f, T2g

На крышке моторного отсека

3-х контактные штекерные колодки

T3k

Белого цвета, слева в моторном отсеке

Т31

Черного цвета, слева в моторном отсеке

T3m

Серого цвета, слева в моторном отсеке

T3n

Голубого цвета, слева в моторном отсеке

Т3о

Голубого цвета, справа в моторном отсеке

Т3р

Зеленого цвета, слева в моторном отсеке

4-х контактные штекерные колодки

Т4

Черного цвета, в середине моторного отсека

Т4а

Черного цвета, на приборной панели

T4g

Коричневого цвета силового каскада системы зажигания

Т4у

Черного цвета, справа в моторном отсеке

Т4z

Черного цвета, слева в моторном отсеке

5-ти контактные штекерные колодки

Т5

Левой фары

Т5а

Правой фары

6-ти контактные штекерные колодки

Т6

Желтого цвета, справа на А-стойке

Т6а

Красного цвета, слева на А-стойке

Т6b

Желтого цвета, слева на А-стойке

Т6с

Красного цвета, слева на А-стойке

Т6d

Темно-коричневого цвета, слева на А-стойке

Т6е

Голубого цвета, слева на А-стойке

Т6f

Оранжевого цвета, справа на А-стойке

Т6g

Серого цвета, слева на А-стойке

Т6z

Красного цвета, в Е-блоке моторного отсека

10-ти контактные штекерные колодки

Т10

Коричневого цвета, в Е-блоке моторного отсека

Т10а

Коричневого цвета, слева на А-стойке

Т10b

Оранжевого цвета, слева на А-стойке

Т10с

Фиолетового цвета, слева на А-стойке

Т10f

Черного цвета, справа на А-стойке

Т10g

Коричневого цвета, справа на А-стойке

Т10h

Коричневого цвета, слева на А-стойке

Т10i

Черного цвета, в средней консоли

Т10m

Черного цвета, в Е-блоке моторного отсека

Т10v

Коричневого цвета, справа на А-стойке

Т10х

Голубого цвета, справа на А-стойке

Т10у

Голубого цвета, в Е-блоке моторного отсека

Т10z

Желтого цвета, в Е-блоке моторного отсека

14-ти, 16-ти, 20-ти контактные штекерные колодки:

Т14

14-ти контактная штекерная колодка черного цвета на переключателе в рулевой колонке

Т16

16-ти контактная диагностическая колодка, в средней консоли

Т20

20-ти контактная штекерная колодка, на приборной панели;

26-ти контактные штекерные колодки:

Т26

Желтого цвета, на приборной панели

Т26а

Голубого цвета, на приборной панели

В табл. 3 приведены обозначения внутренних соединений в жгутах проводов.

Таблица 3.

Обозначение

Наименование

1

2

А2

Плюсовое соединение "15", приборная панель

А3

Плюсовое соединение "58", приборная панель

А5

Плюсовое соединение "указатель правого поворота", приборная панель

А6

Плюсовое соединение "указатель левого поворота", приборная панель

А9

Плюсовое соединение "56b", приборная панель

А17

Соединение "61", приборная панель

А18

Соединение "54" сзади

А19

Соединение "58d", приборная панель

А21

Соединение "86s", приборная панель

А26

Соединение "дверной выключатель передней левой двери", приборная панель

А27

Соединение с проводом "сигнал скорости автомобиля", приборная панель

А29

Соединение "передний фонарь для чтения", приборная панель

А32

Плюсовое соединение "30", приборная панель

А34

Соединение "75х", приборная панель

А37

Соединение "58а", приборная панель

А43

Соединение "57L", приборная панель

А44

Соединение "57r", приборная панель

А45

Соединение с проводом "сигнал частоты вращения", приборная панель

А47

Соединение "55", приборная панель

А50

Плюсовое соединение "30as", приборная панель

А57

Соединение "30а", приборная панель

А64

Соединение с проводом "увеличение частоты вращения", приборная панель

А70

Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S231", приборная панель

А72

Соединение "71", приборная панель

А74

Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S5", приборная панель

А76

Соединение "К-диагностический провод", приборная панель

D14

Соединение "катушки зажигания — блок управления", спереди справа

D22

Соединение "предохранитель S234", спереди справа

D23

Соединение "предохранитель S229", спереди, справа

Q52

Соединение "дверной выключатель", противоугонное устройство

W2

Плюсовое соединение "58", сзади

W15

Соединение "лампа багажника", сзади

Примечание. Каждое обозначение конкретного соединения, которое описано в табл. 3, на принципиальной схеме обведено кружком.

В табл. 4 даны буквенные обозначения цвета проводов, которые (обозначения) используются на схеме.

Таблица 4.

№№

Наименование цвета

Русск. обозн.

Обозн. на DIN

1

Пурпурный (красный)

П

ro

2

Белый

Б

ws

3

Черный

Ч

sw

4

Коричневый

К

br

5

Фиолетовый

Л

li

6

Синий

Г

bl

7

Зеленый

З

gn

8

Желтый

Ж

ge

9

Серый

С

gr

10

Оранжевый

О

or

11

Розовый

Р

rs

В двухцветных обозначениях первый символ — основной цвет провода

Схема электрооборудования разбита на 20 отдельных функциональных блоков, в которые могут входить устройства, схемы или целые системы. Каждый отдельный функциональный блок состоит из отдельных электрических компонентов и их цепей. Функциональные блоки, устройства, схемы, системы и их составные компоненты располагаются на чертеже в длинный ряд друг за другом и имеют сквозную нумерацию от 15 до 237.

Снизу схема ограничена горизонтальной линией под № 31, которая изображает отрицательный полюс электрической цепи, т.е. „массу” автомобиля. Элементы электрической цепи соединены соответствующими цветными проводами, которые на схеме имеют цветовое обозначение буквами (см. табл. 4).

Если цепь разрывается маленьким прямоугольником с синей окантовкой, значит цифра в нем указывает на то, в какой цепи продолжается провод. Например, символ 91 в электрической цепи под сквозным № 21 тягового реле стартера означает, что красный провод с черной полосой (ПЧ) продолжается в цепи под сквозным № 91 (где через символ 21 подключается к штекеру „50” выключателя зажигания D).

Для соединения проводов применяются штекерные колодки, которые надежно защищают выводы от воды и грязи, что способствует устойчивой работе системы электрооборудования. Согласно нормам DIN отдельные выводы штекерных колодок разнесены в схеме по электрическим цепям. Поэтому штекерное соединение, кроме буквенного обозначения „Т”, имеет дополнительную цифровую индикацию (см. табл. 2). Например, Т6z/3 — это 3-й вывод шестиштекерной колодки Z (колодка красного цвета, расположенная в Е-блоке моторного отсека).

Связующими узлами всей бортсети автомобиля являются монтажные блоки, в которых помещены различные реле и предохранители. Часть этих реле изображена в верхней части электрической схемы, которая окрашена в розовый цвет. Розовое поле на чертеже представляет собой печатную плату монтажного блока для установки реле со всеми цепями питания — „30”, „15”, „Х”, „31” (в проводе „30” — положительный потенциал аккумуляторной батареи; провод „15” — от клеммы „15” выключателя зажигания (+12В при включении); провод „Х” — от разгрузочного реле J59 (+12 В); провод „31” — „масса”).

Эти цепи, а также внутренние соединения на плате, показаны тонкими (не цветными) линиями. Кроме условного обозначения самого реле (см. табл. 1) указывается номер его позиции на печатной плате монтажного блока. Этот № изображен черным квадратом с просветленной цифрой (например, n1). Так как реле сгруппированы в монтажные блоки, то на схеме маркируются не только выводы самого реле, но и установочные гнезда на печатной плате.

Например, для реле звукового сигнала J4 маркировка клеммы 8/87 обозначает гнездо 8 на плате реле и контакт вывода 87 самого реле. Печатная плата для монтажного блока предохранителей S на схеме обозначена желтым цветом (см. сквозную нумерацию от № 120 до № 169).

• Приведенная электрическая схема является общей для всех модификаций автомобиля „Audi-А4”. Отдельные модификации отличаются типом силовой установки (двигателем и коробкой переключения передач) и имеют некоторые различия в электрической схеме, которые, главным образом, относятся к системе управления агрегатами.

Так, 4-х и 5-ти цилиндровые бензиновые двигатели оборудованы системой впрыска „Motronik 3/2”, а 6-ти цилиндровые — системой впрыска „MPFI”. Незначительные изменения в схеме реализуются путем установки или снятия перемычек, проводов, реле и некоторых других электроэлементов, о чем внизу чертежа схемы указывается в соответствующем примечании.

Примечания обозначаются мелкими цифрами в малых кружках красного цвета. Например, примечание 1 указывает на то, что реле J60 и его соединители устанавливаются в схему только тогда, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой переключения передач (КПП). Если же на автомобиле установлена механическая КПП, то вместо реле J60 и его соединителей в схему устанавливается токовая перемычка (см. примечание 2 на схеме). Буквы и цифры в больших кружках черного цвета указывают на принадлежность данного соединения к жгуту проводов (см. табл. 3).

• В заключение следует отметить, что иллюстрация различных частей схемы электрооборудования с применением цветовых полей и обозначений (как это сделано в данной статье) нормами DIN не предусматривается. Однако в ряде случаев расцветка составных элементов на принципиальной схеме используется для облегчения их поиска и наглядности чертежа.

В отечественных иллюстрационных материалах на схемах электрооборудования автомобилей в последнее время стали широко применять цветовое изображение соединительных проводов, которое полностью соответствует их реальной раскраске.

Скачать схему электрооборудования автомобиля „Audi-A4” - zip 584kb.

Д. Соснин, А. Фещенко

Литература:

1. А. Уилсон, М. Уилсон. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968, 416с.

2. М. Мазур. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974, 239с.

РС2-2001

На главную Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Hosted by uCoz