Все кто имеет в своем распоряжении мотоцикл, имеющий аккумуляторную батарею знает, что с началом весны данную батарею необходимо привести в рабочее состояние, а то есть обеспечить надежную ее зарядку. Торговля в основном для продажи предлагает зарядные устройства, для автомобильных аккумуляторов рассчитанные для зарядки аккумуляторов большим током.
Автор предложил схему зарядного устройства, которое предназначено только для заряда мотоциклетных аккумуляторов т.к. имеет слабый ток заряда и тем самым сберегает от разрушения пластины аккумулятора от преждевременного разрушения [1]. Принципиальная схема зарядного устройства приведена на рис.1
Рис.1.
Данное устройство представляет собой генератор тока от 285 мА до 750 мА. Резистором R3 выведенным на переднюю панель вашего устройства можно плавно регулировать в этих пределах. Зарядный ток для вашего аккумулятора необходимо установить в амперах численно примерно равным 1/10 от емкости заряжаемого аккумулятора в ампер-часах.
Детали
Сетевой трансформатор выполнен на Ш-образном магнитопроводе Ш28 х 30, первичная обмотка содержит
- 1120 витков марки ПЭЛ-2 диаметром - 0,32 мм, а вторичная обмотка для 12-вольтовых аккумуляторов содержит -
130 витков марки ПЭЛ-2 диаметром - 0,74 мм.
Если у вас в вашем распоряжении только аккумуляторные батареи на напряжение 6 вольт, то при
изготовлении трансформаторa Тr1
можно сделать отвод от 70 читка,
тем самым сделав резерв на зарядку 12-ти вольтовых аккумуляторов или число
витков вторичной обмотки следует уменьшить до 70.
При необходимости устройство можно применять и для подзарядки автомобильных аккумуляторов, однако, при этом процесс заряда может растянуться на 1-2 дня.
Внимание: Критерий степени заряда - стандартная плотность электролита, которую периодически измеряют ареометром.
К. Клисарски
Литература: 1. Радио Телевизия Електроника - №7/2001, с.23
|