Во многих радиостанциях УКВ или Си-Би диапазонов с аккумулятором на напряжение 12,5... 13,5В (10 NiCd элементов) установлены транзисторный стабилизатор тока или ограничитель тока на резисторах и светодиодный индикатор. Эти устройства обеспечивают заряд аккумулятора через гнездо подключения внешнего источника питания. Для их нормальной работы источник питания должен иметь выходное напряжение 16... 18 В. При использовании его совместно с бортовой сетью автомобиля полноценный заряд оказывается невозможным.
Предлагаемое устройство позволяет решить эти проблемы. Оно содержит повышающий преобразователь напряжения и фильтр, подавляющий помехи от системы зажигания автомобиля. Схема устройства показана на рис.1.
На мощном операционном усилителе DA1 выполнен генератор прямоугольных импульсов с частотой следования 1...2 кГц. Диоды VD1, VD2 и конденсаторы С5, С6 — выпрямитель с удвоением напряжения.
Дроссель L1 и конденсаторы С6—С9 образуют помехоподавляющий фильтр. Светодиоды HL1, HL2 обеспечивают индикацию режимов работы устройства. Работает оно так. Вход устройства подключают к автомобильному аккумулятору. В положении переключателя SA1 "Работа" напряжение от бортовой сети автомобиля через фильтр L1, С7—С9 поступает непосредственно на выход устройства для питания радиостанции, а генератор импульсов не работает. При этом горит индикатор HL1 "Работа".
При переводе переключателя SA1 в положение "Заряд" загорается индикатор HL2 ("Заряд"), напряжение питания поступает на ОУ, начинает работать генератор и на выход устройства подается повышенное напряжение. При входном напряжении 12В на выходе устройства будет напряжение 18 В при токе нагрузки 50 мА и 16 В при токе 100 мА. Для зарядки этого вполне достаточно. Сама радиостанция в это время должна быть выключена.
Большинство деталей устройства размещают на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Эскиз платы показан на рис. 2.
Корпус устройства желательно использовать металлический, а в качестве соединительных проводов применить экранированный кабель. Переключатель и светодиоды устанавливают на корпусе устройства.
В устройстве можно применить детали: светодиоды - любые с рабочим током 10...20 мА, диоды — КД247, КД248, КД257, КД258 с любыми буквенными индексами. Оксидные конденсаторы — К50-16, К50-35 или аналогичные импортные, неполярные — К10-17, резисторы — МЛТ, С2-33. Дроссель L1 намотан на кольцевом ферритовом магнитопроводе (М2000НМ) типоразмера К12x8x3 мм. Его обмотка содержит один слой провода ПЭВ-2 0,5...0,6 или МГТФ 0,3...0,4.
Для уменьшения эффекта намагничивания кольцо перед намоткой разламывают пополам, а затем склеивают торцы через прокладки из тонкой бумаги. При выходном токе более 80 мА микросхема может заметно разогреваться, поэтому ее надо снабдить небольшим радиатором.
Наладка устройства сводится к проверке работоспособности генератора при максимальной нагрузке и установке, в случае необходимости, его частоты подбором емкости конденсатора C3z. Если помехи от системы зажигания автомобиля не мешают работе радиостанции, то корпус можно сделать пластмассовый, а элементы L1, С8, С9 из схемы исключить.
При зарядке аккумулятора отдельно от радиостанции на выходе устройства надо установить токоограничивающие резистор или лампу накаливания. При этом можно исключить из схемы переключатель, конденсаторы С1, С6, С8, С9, дроссель и один из светодиодов с резистором. Выпрямительные диоды можно заменить на КД103А, В или КД10бА.
И. Нечаев (UA3WIA)