Среди радиолюбителей большой популярностью пользуются тороидальные трансформаторы, как наименее габаритные и массивные. Но каждому радиолюбителю доставляет немало хлопот их намотка. Кто-то использует для этого челноки, кто-то отдает сердечники для намотки специалистам, я же обхожусь простым приспособлением в виде обода колеса от велосипеда.
Способ прост и не требует больших затрат, но позволяет за пару вечеров без особых проблем намотать силовой трансформатор для “хорошего” усилителя. Для начала подготовьте тороидальный сердечник к намотке. Для этого его обматывают одним - двумя слоями киперной ленты и покрыв лаком или, в крайнем случае клеем “Момент”, просушивают. Таким же образом нужно делать изоляцию между обмотками. Вместо киперной ленты можно применить фторопластовую ленту или, в крайнем случае – изоленту на матерчатой основе. Поливинилхлоридную изоленту применять не следует, так как она легко плавится даже при небольшой температуре.
Основу приспособления составляет обычный обод от велосипедного колеса.
Обод разрезается поперек и продевается в подготовленный к намотке тороидальный сердечник.
После этого разрезанная часть обода аккуратно соединяется полоской металла и двумя винтами.
Для поддержки обода в стену вбивается :-) металлический штырь, таким образом, чтобы обод проходил точно посредине тороидального сердечника.
Приспособление готово и можно рассчитать количество провода, необходимое для намотки обмотки.
Прикиньте периметр одного витка первичной обмотки. Для этого можно использовать отрезок провода, которым обхватывают сердечник и затем измеряют его длину.
Умножьте получившуюся длину на количество витков первичной обмотки и на коэффициент “запаса” 1,1 – 1,3. Вы получите длину провода, необходимого для намотки первичной обмотки. Эту длину разделите на периметр обода колеса, и вы получите количество витков провода, которые необходимо намотать на обод.
Теперь можно наматывать на обод провод. После намотки полезно закрепить провод на ободе с помощью разрезанного резинового кольца (можно использовать кистевой резиновый эспандер).
Теперь вращая обод, можно наматывать обмотку на тороидальный сердечник. После каждого оборота передвигайте резиновое кольцо вдоль обода и тогда провод не будет запутываться. После намотки первичной обмотки снимите с обода остатки провода, рассчитайте количество провода для намотки следующей обмотки и смело продолжайте. Не забудьте на концы первичной обмотки одеть изоляционные трубки перед тем как делать межобмоточную изоляцию. Намотав все обмотки, обмотайте трансформатор киперной лентой и в несколько слоев покройте лаком.