Тем, кто пытался использовать автомобильную аккумуляторную батарею для питания электронных устройств, хорошо знакома эта проблема — хотя напряжение батареи должно быть примерно равно 12В, в действительности оно может быть 11В или даже меньше (в зависимости от состояния аккумулятора).
Но для многих устройств необходимо стабильное напряжение 12 или 15В. Проблему можно решить с помощью преобразователя напряжения. Для небольших токов (максимум 1А) можно использовать предлагаемую схему. Принципиальная схема регулируемого преобразователя напряжения приведена на рис.1.
Рис.1.
При входном напряжении от 10 до 12В, выходное напряжение можно регулировать в пределах 2...15В. Схема очень проста.
Напряжение батареи, прежде всего удваивается с помощью стандартной ИМС (TDA2Q02 или TDA2003). Напряжение с ее выхода подается на регулятор напряжения (LM317), который обеспечивает выходное напряжение от 2 до 15В и ток до 1А.
Максимальный ток зависит от выходного напряжения (поскольку мощность потерь регулятора зависит от величины напряжения). Можно получить и выходное напряжение в пределах 2...18В. Для этого необходимо только поменять резистор 390 Ом у LM317 на резистор 470 Ом.
Проверка устройства очень проста. Вначале проверяется удвоитель напряжения. Для этого лучше всего подключить устройство к лабораторному сетевому блоку и постепенно увеличивать напряжение. Выходное напряжение должно быть примерно в два раза больше входного. Если это не так, скорее всего, имеется ошибка в монтаже, или же где-то плохая пайка.
D.Fischer
Funkamateur, №6/1999
|