По нашим дорогам бегает еще немало автомобилей, не оснащенных блокиратором стартера. Тем, кто пока не знает, что такое блокиратор и какова его роль, рекомендуем прочитать материалы, указанные в списке литературы к этой статье. Здесь же скажем только: водитель легковушки без блокиратора постоянно рискует вывести из строя двигатель собственными руками.
Описываемое устройство — усовершенствованный вариант опубликованного мною ранее [1] и отличается от подобных, например [2, 3], тем, что пригодно для большинства моделей автомобилей, как с контактной, так и бесконтактной системами зажигания. Общий принцип действия блокиратора остался прежним. Постоянная времени зарядки и последующей, после открывания тринистора VS1, дозарядки пускового конденсатора С1 выбрана достаточной для надежного включения тринистора, с одной стороны, а с другой — для защиты его от возможного выключения при дребезге контактов замка зажигания в момент пуска двигателя стартером. Принципиальная схема блокиратора стартера показана на рис.1.
Рис.1.
В отличие от устройства [1] в усовершенствованном варианте изменена схема цепи управления тринистором VS1, исключен маломощный тринистор VS2, малонадежный конденсатор К50-6 большой емкости заменен малогабаритным К50-ЗА сравнительно малой емкости. Уменьшено общее число элементов. Эти изменения позволили упростить блокиратор, уменьшить его габариты и повысить надежность.
Диоды VD2, VD3, конденсатор С1 и токоограничительные резисторы R1, R2 образуют цепь управления тринистором VS1, а цепь из диода VD4, включенного встречно, и резистора R2 разряжает через малое сопротивление нагрузки Rн бортовой сети конденсатор С1 при размыкании контактов SA1.1 замка. Суммарную нагрузку Rн в бортовой сети составляют контрольно-измерительные приборы (измеряющие уровень топлива в баке, давление масла в системе и пр.), контрольные лампы, обмотка возбуждения генератора и другие.
При повороте ключа зажигания в положение "Зажигание" замыкается контактная группа SA1.1 замка и напряжение питания поступает к цепям электрооборудования автомобиля и на вывод 4 блокиратора. Диод VD4 закрыт, и устройство находится в исходном состоянии.
Дальнейший поворот ключа зажигания в положение "Стартер" приводит к замыканию контактов SA1.2. Напряжение поступает на вывод 3 (на анод тринистора VS1). Через диоды VD2, VD3, резистор R1, управляющий переход тринистора и обмотку реле К1 протекает импульс . зарядки конденсатора С1. Этот импульс открывает тринистор, включающий реле К1 стартера. Конденсатор С1 продолжает заряжаться через резистор R2 практически до напряжения питания, после чего диоды VD2 и VD3 закрываются.
По окончании запуска двигателя контакты SA1.2 замка размыкают, тринистор VS1 закрывается, реле К1 и стартер выключаются. С этого момента блокиратор переходит во второе устойчивое состояние, при котором конденсатор С1 заряжен, тринистор VS1 и диоды VD2 — VD4 закрыты, разрядная цепь конденсатора заблокирована. Теперь повторное — ошибочное — включение контактов SA1.2 замка к открыванию тринистора не приведет.
При размыкании контактов SA1.1 замка зажигания электрооборудование обесточивается и двигатель останавливается. Конденсатор С1 быстро разряжается через резистор R2, открывшийся диод VD4 и сопротивление нагрузки Rн бортовой сети. Цепь управления тринистором подготовлена к новому его включению. Если же двигатель остановился самопроизвольно, то для его пуска необходимо ключом зажигания кратковременно (на 0,5...1с) разомкнуть контакты SA1.1 и далее запустить двигатель обычным порядком.
Детали
Диоды Д223 могут быть заменены любыми маломощными кремниевыми, допускающими импульсный ток 200 мА — из серий КД102, КД103, КД109 и др. Вместо КД105Б, защищающего тринистор от ЭДС самоиндукции обмотки реле К1, подойдет любой кремниевый диод с допустимым рабочим током 0,3А и более. Тринистор —любой из серии КУ202. Конденсатор — К50-3А, но можно использовать оксиднополупроводниковые или танталовые из серий К53, К52, ЭТО и др. Тринистор устойчиво открывается при минимальном анодном напряжении 7В.
Настройка
Правильно собранное устройство не требует налаживания и начинает работать сразу после включения его в схему автомобиля.
А. Кузема
Литература:
1. Кузема А. Устройство блокировки стартера. — Радио, 1987, № 1, с. 28.
2. Зубков К. Реле блокировки стартера. — Радио, 1983, № 10, с. 27.
3.Флавицкий А. Блокиратор стартера. — Радио, 1991, № 6, с. 29.