Немецкие автомобили достаточно широко распространены в Российской Федерации. Схемы бортового электрооборудования этих автомобилей составляются по единым правилам (нормам DIN), которые значительно отличаются от широко используемой формы начертания схем, принятой в отечественной научно-технической, учебной и справочной литературе. В данной статье подробно описывается принципиальная схема электрооборудования автомобиля „Audi-А4”.
Чтобы изучить логику построения немецких схем электрооборудования и научиться ими пользоваться, достаточно рассмотреть одну из них на конкретном автомобиле. На рис. 1-5 представлена схема электрооборудования автомобиля „Audi-A4” (вып. 1995 г.) с 6-ти цилиндровым V-образным бензиновым двигателем ААН (рабочий объем 2,8 л), которая выполнена в соответствии с немецкими стандартными нормами DIN.
Перечень элементов электрооборудования автомобиля и их буквенно-цифровые обозначения на схеме представлены в табл. 1
Таблица 1.
Позиционное обозначение |
Наименование элемента схемы |
Порядковый номер позиции на схеме |
1 |
2 |
3 |
А |
Аккумуляторная батарея |
17 |
В |
Стартер |
19 |
С |
Генераторная установка |
22 |
D |
Выключатель зажигания |
87—93 |
Е1 |
Центральный переключатель света |
108—113 |
Е2 |
Переключатель указателей поворота |
206 |
Е3 |
Выключатель аварийной сигнализации |
194—204 |
Е4 |
Выключатель световой сигнализации и ближнего света |
115—116 |
Е9 |
Переключатель вентилятора свежего воздуха |
227—233 |
Е15 |
Электронный выключатель обогрева заднего стекла (с подсветом) |
233—237 |
Е18 |
Выключатель заднего противотуманного света |
166, 167 |
Е19 |
Выключатель стояночного огня |
114 |
Е20 |
Регулятор освещения переключателей и приборов |
190е |
Е22 |
Переключатель стеклоочистителя |
207—211 |
Е87 |
Электронный блок управления кондиционером (точки подключения) |
72, 186, 187 |
Е102 |
Регулятор дальности освещения фар |
144—147 |
F |
Выключатель сигнала торможения |
98 |
F1 |
Датчик аварийного давления масла |
181 |
F2, F3, F10, F11 |
Дверные выключатели соответственно левой передней, правой передней, левой задней и правой задней дверей |
221, 222, 225, 226, 223, 224 |
F4 |
Выключатель света заднего хода |
103 |
F5 |
Выключатель освещения багажника |
136 |
F9 |
Выключатель сигнализатора стояночного тормоза |
172 |
F34 |
Датчик уровня тормозной жидкости |
186 |
F59, F114 |
Выключатель системы управления центральным замком соответственно с левой и правой стороны |
220, 224а |
F60 |
Выключатель холостого хода |
39 |
F66 |
Датчик уровня охлаждающей жидкости |
190 |
F77 |
Датчик уровня омывающей жидкости |
214 |
F125 |
Многофункциональный переключатель |
— |
G |
Датчик уровня топлива |
— |
G1 |
Указатель уровня топлива |
190d |
G2 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
62 |
G3 |
Указатель температуры охлаждающей жидкости |
190е |
G4 |
Датчик момента зажигания |
52 |
G5 |
Тахометр |
190b |
G6 |
Электробензонасос |
183 |
G8 |
Датчик температуры масла |
180 |
G9 |
Указатель температуры масла |
190с |
G21 |
Спидометр |
190d |
G28 |
Датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя |
55 |
G39 |
Кислородный датчик I |
82 |
G40 |
Датчик Холла |
45 |
G61 |
Датчик детонации I |
78 |
G62 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
61 |
G66 |
Датчик детонации II |
75 |
G68 |
Датчик скорости автомобиля |
177—178 |
G69 |
Датчик положения дроссельной заслонки |
40—43 |
G70 |
Расходомер воздуха |
46 |
G108 |
Кислородный датчик II |
80 |
Н |
Выключатель звукового сигнала |
142 |
Н2Н7 |
Звуковой сигнал соответственно высокого и низкого тока |
139, 141 |
Н3 |
Зуммер |
190b |
J2 |
Реле аварийной сигнализации |
199—200 |
J4 |
Реле звукового сигнала |
142 |
J17 |
Реле электробензонасоса |
56 |
J31 |
Реле стеклоочистителя и стеклоомывателя |
209—211 |
J59 |
Реле шины "Х" |
86 |
J60 |
Реле автоматической коробки передач |
23 |
J104 |
Электронный блок управления АБС |
59 (185) |
J166 |
|
190с |
J189 |
Система автоматического контроля (точки подключения) |
69, 214 |
J192 |
Электронный блок управления впрыском и зажиганием "MPFI" |
27—83 |
J217 |
Электронный блок управления автоматической коробкой передач |
66—71 |
J234 |
Электронный блок управления надувной подушкой безопасности (точка подключения) |
174 |
J268 |
Электронный блок управления миниконтрольной системой |
178—190е |
J347 |
Электронный блок управления ультразвуковых датчиков (точка подключения) |
168 |
J362 |
Электронный блок управления противоугонной системой |
71—73 |
K1 |
Контрольная лампа дальнего света фар |
192 |
К2 |
Контрольная лампа неисправности генераторной установки |
170 |
К4 |
Контрольная лампа габаритного света |
113 |
К14 |
Контрольная лампа включения стояночного тормоза |
172 |
К18 |
Контрольная лампа прицепного устройства |
202 |
К29 |
Контрольная лампа предварительного накаливания |
176 |
К47 |
Контрольная лампа ABS |
173 |
К64 |
Контрольная лампа аварийной сигнализации |
203 |
К65К94 |
Контрольная лампа соответственно левого и правого поворота |
193, 191 |
К72 |
Контрольная лампа неисправности катализатора |
175 |
К75 |
Контрольная лампа надувной подушки безопасности |
174 |
К95 |
Контрольная лампа противоугонной сигнальной системы |
168 |
К117 |
Контрольная лампа противоугонной системы |
177 |
L1L2 |
Лампа соответственно левой и правой фары |
150, 152, 148, 151 |
L16 |
Лампы подсветки регулятора свежего воздуха |
231—233 |
L28 |
Лампа подсветки прикуривателя |
161 |
L46, L47 |
Лампа заднего противотуманного света соответственно левого и правого |
95, 102 |
М1, М3 |
Лампа переднего габаритного света соответственно левого и правого |
154, 156 |
М2, М4 |
Лампа заднего габаритного света соответственно левого и правого |
100, 97 |
М5, М7 |
Лампа переднего указателя поворота соответственно левого и правого |
194, 197 |
М6, М8 |
Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого |
96, 101 |
М9, М10 |
Лампа сигнала торможения соответственно левого и правого |
98, 99 |
М16, М17 |
Лампа света заднего хода соответственно левого и правого |
94, 103 |
М18, М19 |
Лампа заднего указателя поворота соответственно левого и правого |
195, 198 |
N, N128, N158 |
Катушка зажигания соответственно № 1, 2 и 3 |
30, 33, 36 |
N30, N31, N32, N33, N83, N84 |
Электромагнитная форсунка соответственно № 1, 2, 3, 4, 5 и 6 |
27—37 |
N24 |
Блок добавочных резисторов электровентилятора салонного воздуха |
230 |
N71 |
Электромагнитный клапан стабилизации частоты холостого хода |
77 |
N80 |
Электромагнитный клапан продувки адсорбера |
84 |
N122 |
Силовой каскад системы зажигания (коммутатор) |
38—41 |
N156 |
Электромагнитный клапан переключения регистра во впускном трубопроводе |
85 |
Р |
Наконечник свечи зажигания |
30,31,33,34,36,37 |
Q |
Свеча зажигания |
30,31,33,34,36,37 |
S |
Блок предохранителей |
120—139, 149—169 |
U1 |
Прикуриватель |
160 |
V |
Электродвигатель стеклоочистителя |
208—212 |
V2 |
Электровентилятор свежего воздуха |
232 |
V5 |
Электродвигатель водяного насоса стеклоомывателя |
213 |
V48, V49 |
Сервопривод для регулировки дальности освещения фарами соответственно слева и справа |
144146 |
V94 |
Электродвигатель центрального замка с электронным блоком управления для задержки отключения внутреннего освещения и сигнального противоугонного устройства |
222—223 |
W |
Плафон внутреннего освещения передний |
217—219 |
W3 |
Лампа освещения багажника |
137 |
W6 |
Лампа освещения вещевого ящика |
127 |
W18 |
Лампа освещения багажника слева |
136 |
Х |
Лампы освещения номерного знака |
128—129 |
Y |
Часы |
190а |
Z1 |
Нагревательный элемент заднего стекла |
234 |
Z4, Z5 |
Нагревательный элемент наружного зеркала соответственно левого и правого (точки подключения) |
235, 236 |
Z19, Z28 |
Нагревательный элемент кислородного датчика соответственно I и II |
83, 81 |
Z20, Z21 |
Электрообогреваемый жиклер стеклоомывателя соответственно левый и правый |
215, 216 |
В табл. 2 дана информация о контактно-штекерных колодках.
Таблица 2.
Позиционное обозначение |
Цвет и расположение колодки |
1 |
2 |
2-х контактные штекерные колодки |
Т2ab |
Серого цвета, справа в моторном отсеке |
T2f, T2g |
На крышке моторного отсека |
3-х контактные штекерные колодки |
T3k |
Белого цвета, слева в моторном отсеке |
Т31 |
Черного цвета, слева в моторном отсеке |
T3m |
Серого цвета, слева в моторном отсеке |
T3n |
Голубого цвета, слева в моторном отсеке |
Т3о |
Голубого цвета, справа в моторном отсеке |
Т3р |
Зеленого цвета, слева в моторном отсеке |
4-х контактные штекерные колодки |
Т4 |
Черного цвета, в середине моторного отсека |
Т4а |
Черного цвета, на приборной панели |
T4g |
Коричневого цвета силового каскада системы зажигания |
Т4у |
Черного цвета, справа в моторном отсеке |
Т4z |
Черного цвета, слева в моторном отсеке |
5-ти контактные штекерные колодки |
Т5 |
Левой фары |
Т5а |
Правой фары |
6-ти контактные штекерные колодки |
Т6 |
Желтого цвета, справа на А-стойке |
Т6а |
Красного цвета, слева на А-стойке |
Т6b |
Желтого цвета, слева на А-стойке |
Т6с |
Красного цвета, слева на А-стойке |
Т6d |
Темно-коричневого цвета, слева на А-стойке |
Т6е |
Голубого цвета, слева на А-стойке |
Т6f |
Оранжевого цвета, справа на А-стойке |
Т6g |
Серого цвета, слева на А-стойке |
Т6z |
Красного цвета, в Е-блоке моторного отсека |
10-ти контактные штекерные колодки |
Т10 |
Коричневого цвета, в Е-блоке моторного отсека |
Т10а |
Коричневого цвета, слева на А-стойке |
Т10b |
Оранжевого цвета, слева на А-стойке |
Т10с |
Фиолетового цвета, слева на А-стойке |
Т10f |
Черного цвета, справа на А-стойке |
Т10g |
Коричневого цвета, справа на А-стойке |
Т10h |
Коричневого цвета, слева на А-стойке |
Т10i |
Черного цвета, в средней консоли |
Т10m |
Черного цвета, в Е-блоке моторного отсека |
Т10v |
Коричневого цвета, справа на А-стойке |
Т10х |
Голубого цвета, справа на А-стойке |
Т10у |
Голубого цвета, в Е-блоке моторного отсека |
Т10z |
Желтого цвета, в Е-блоке моторного отсека |
14-ти, 16-ти, 20-ти контактные штекерные колодки: |
Т14 |
14-ти контактная штекерная колодка черного цвета на переключателе в рулевой колонке |
Т16 |
16-ти контактная диагностическая колодка, в средней консоли |
Т20 |
20-ти контактная штекерная колодка, на приборной панели; |
26-ти контактные штекерные колодки: |
Т26 |
Желтого цвета, на приборной панели |
Т26а |
Голубого цвета, на приборной панели |
В табл. 3 приведены обозначения внутренних соединений в жгутах проводов.
Таблица 3.
Обозначение |
Наименование |
1 |
2 |
А2 |
Плюсовое соединение "15", приборная панель |
А3 |
Плюсовое соединение "58", приборная панель |
А5 |
Плюсовое соединение "указатель правого поворота", приборная панель |
А6 |
Плюсовое соединение "указатель левого поворота", приборная панель |
А9 |
Плюсовое соединение "56b", приборная панель |
А17 |
Соединение "61", приборная панель |
А18 |
Соединение "54" сзади |
А19 |
Соединение "58d", приборная панель |
А21 |
Соединение "86s", приборная панель |
А26 |
Соединение "дверной выключатель передней левой двери", приборная панель |
А27 |
Соединение с проводом "сигнал скорости автомобиля", приборная панель |
А29 |
Соединение "передний фонарь для чтения", приборная панель |
А32 |
Плюсовое соединение "30", приборная панель |
А34 |
Соединение "75х", приборная панель |
А37 |
Соединение "58а", приборная панель |
А43 |
Соединение "57L", приборная панель |
А44 |
Соединение "57r", приборная панель |
А45 |
Соединение с проводом "сигнал частоты вращения", приборная панель |
А47 |
Соединение "55", приборная панель |
А50 |
Плюсовое соединение "30as", приборная панель |
А57 |
Соединение "30а", приборная панель |
А64 |
Соединение с проводом "увеличение частоты вращения", приборная панель |
А70 |
Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S231", приборная панель |
А72 |
Соединение "71", приборная панель |
А74 |
Плюсовое соединение ""15а" — предохранитель S5", приборная панель |
А76 |
Соединение "К-диагностический провод", приборная панель |
D14 |
Соединение "катушки зажигания — блок управления", спереди справа |
D22 |
Соединение "предохранитель S234", спереди справа |
D23 |
Соединение "предохранитель S229", спереди, справа |
Q52 |
Соединение "дверной выключатель", противоугонное устройство |
W2 |
Плюсовое соединение "58", сзади |
W15 |
Соединение "лампа багажника", сзади |
Примечание. Каждое обозначение конкретного соединения, которое описано в табл. 3, на принципиальной схеме обведено кружком. |
В табл. 4 даны буквенные обозначения цвета проводов, которые (обозначения) используются на схеме.
Таблица 4.
№№ |
Наименование цвета |
Русск. обозн. |
Обозн. на DIN |
1 |
Пурпурный (красный) |
П |
ro |
2 |
Белый |
Б |
ws |
3 |
Черный |
Ч |
sw |
4 |
Коричневый |
К |
br |
5 |
Фиолетовый |
Л |
li |
6 |
Синий |
Г |
bl |
7 |
Зеленый |
З |
gn |
8 |
Желтый |
Ж |
ge |
9 |
Серый |
С |
gr |
10 |
Оранжевый |
О |
or |
11 |
Розовый |
Р |
rs |
В двухцветных обозначениях первый символ — основной цвет провода |
Схема электрооборудования разбита на 20 отдельных функциональных блоков, в которые могут входить устройства, схемы или целые системы. Каждый отдельный функциональный блок состоит из отдельных электрических компонентов и их цепей. Функциональные блоки, устройства, схемы, системы и их составные компоненты располагаются на чертеже в длинный ряд друг за другом и имеют сквозную нумерацию от 15 до 237.
Снизу схема ограничена горизонтальной линией под № 31, которая изображает отрицательный полюс электрической цепи, т.е. „массу” автомобиля. Элементы электрической цепи соединены соответствующими цветными проводами, которые на схеме имеют цветовое обозначение буквами (см. табл. 4).
Если цепь разрывается маленьким прямоугольником с синей окантовкой, значит цифра в нем указывает на то, в какой цепи продолжается провод. Например, символ 91 в электрической цепи под сквозным № 21 тягового реле стартера означает, что красный провод с черной полосой (ПЧ) продолжается в цепи под сквозным № 91 (где через символ 21 подключается к штекеру „50” выключателя зажигания D).
Для соединения проводов применяются штекерные колодки, которые надежно защищают выводы от воды и грязи, что способствует устойчивой работе системы электрооборудования. Согласно нормам DIN отдельные выводы штекерных колодок разнесены в схеме по электрическим цепям. Поэтому штекерное соединение, кроме буквенного обозначения „Т”, имеет дополнительную цифровую индикацию (см. табл. 2). Например, Т6z/3 — это 3-й вывод шестиштекерной колодки Z (колодка красного цвета, расположенная в Е-блоке моторного отсека).
Связующими узлами всей бортсети автомобиля являются монтажные блоки, в которых помещены различные реле и предохранители. Часть этих реле изображена в верхней части электрической схемы, которая окрашена в розовый цвет. Розовое поле на чертеже представляет собой печатную плату монтажного блока для установки реле со всеми цепями питания — „30”, „15”, „Х”, „31” (в проводе „30” — положительный потенциал аккумуляторной батареи; провод „15” — от клеммы „15” выключателя зажигания (+12В при включении); провод „Х” — от разгрузочного реле J59 (+12 В); провод „31” — „масса”).
Эти цепи, а также внутренние соединения на плате, показаны тонкими (не цветными) линиями. Кроме условного обозначения самого реле (см. табл. 1) указывается номер его позиции на печатной плате монтажного блока. Этот № изображен черным квадратом с просветленной цифрой (например, n1). Так как реле сгруппированы в монтажные блоки, то на схеме маркируются не только выводы самого реле, но и установочные гнезда на печатной плате.
Например, для реле звукового сигнала J4 маркировка клеммы 8/87 обозначает гнездо 8 на плате реле и контакт вывода 87 самого реле. Печатная плата для монтажного блока предохранителей S на схеме обозначена желтым цветом (см. сквозную нумерацию от № 120 до № 169).
• Приведенная электрическая схема является общей для всех модификаций автомобиля „Audi-А4”. Отдельные модификации отличаются типом силовой установки (двигателем и коробкой переключения передач) и имеют некоторые различия в электрической схеме, которые, главным образом, относятся к системе управления агрегатами.
Так, 4-х и 5-ти цилиндровые бензиновые двигатели оборудованы системой впрыска „Motronik 3/2”, а 6-ти цилиндровые — системой впрыска „MPFI”. Незначительные изменения в схеме реализуются путем установки или снятия перемычек, проводов, реле и некоторых других электроэлементов, о чем внизу чертежа схемы указывается в соответствующем примечании.
Примечания обозначаются мелкими цифрами в малых кружках красного цвета. Например, примечание 1 указывает на то, что реле J60 и его соединители устанавливаются в схему только тогда, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой переключения передач (КПП). Если же на автомобиле установлена механическая КПП, то вместо реле J60 и его соединителей в схему устанавливается токовая перемычка (см. примечание 2 на схеме). Буквы и цифры в больших кружках черного цвета указывают на принадлежность данного соединения к жгуту проводов (см. табл. 3).
• В заключение следует отметить, что иллюстрация различных частей схемы электрооборудования с применением цветовых полей и обозначений (как это сделано в данной статье) нормами DIN не предусматривается. Однако в ряде случаев расцветка составных элементов на принципиальной схеме используется для облегчения их поиска и наглядности чертежа.
В отечественных иллюстрационных материалах на схемах электрооборудования автомобилей в последнее время стали широко применять цветовое изображение соединительных проводов, которое полностью соответствует их реальной раскраске.
Скачать схему электрооборудования автомобиля „Audi-A4” - zip 584kb.
Д. Соснин, А. Фещенко
Литература:
1. А. Уилсон, М. Уилсон. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968, 416с.
2. М. Мазур. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974, 239с.
РС2-2001
|