Автомобильный тахометр представляет собой функционально законченный блок, который устанавливается в салоне автомобиля. Устанавливается в автомобили с карбюраторным двигателем ВАЗ-2101-09.
На рис.1. представлен внешний вид дисплея тахометра.
Рис.1.
Автомобильный тахометр обеспечивает:
Измерение и индикацию напряжения бортсети автомобиля.
Измерение и индикацию оборотов двигателя.
Измерение и индикацию температуры охлаждающей жидкости (можно двигателя).
Измерение и индикацию времени работы двигателя.
Индикацию состояния клапана холостого хода.
Принципиальная схема автомобильного тахометра состоит из:
AT89с2051
Центральный процессор
DS1621
Датчик температуры охлаждающе жидкости
AD7823
АЦП 8 разрядов
PC2004
Четырехстрочная ЖКИ панель
LTV829
Оптрон для диагностики клапана холостого хода
DS1812
Микросхема сброса процессора
Тахометр питается от бортсети автомобиля. При подключении нужно учитывать, что измерительная цепь подключается непосредственно к плюсовому полюсу аккумулятора. Минусовой провод также подключается к минусовому полюсу аккумулятора непосредственно, т.к. также участвует в измерении напряжения бортсети.
В качестве индикатора используется четырехстрочный двадцатисимвольный ЖКИ PC2004LRS CNH со светодиодной подсветкой фирмы Powertip. Подключение индикатора к контроллеру стандартно.
Все выводы портов процессора подключаются к цепи питания +5В через резисторы 10КОм. Частота кварца процессора может быть любой. Необходимо лишь подобрать константы в строках 146, 147 программы для обеспечения времени прерывания от таймера0 - 50мс. Для надежного сброса процессора применена микросхема - монитор питания DS1812. Микросхема может быть заменена конденсатором.
В качестве АЦП применен 8-разрядный АЦП AD7823. АЦП включен по стандартной схеме, взятой из DATASHIT на микросхему. АЦП предназначен для измерения напряжения бортсети автомобиля. Потенциометром устанавливается точное значение напряжения бортсети. Шаг измерения примерно 50мВ.
Для измерения температуры двигателя применена микросхема - термометр DS1621. Подключение по стандартной схеме, взятой из DATASHIT на микросхему. Адрес микросхемы на шине I2C 92h (выводы А1 (6) = А2 (5) = 0, А0 (7) = 1). Максимальная измеряемая датчиком температура составляет +125С, поэтому датчик может быть закреплен непосредственно на двигателе.
В варианте автора датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя. Датчик закреплен на резиновом патрубке и термоизолирован от внешней среды. Для диагностики состояния клапана холостого хода применен оптрон LTV829.
Тахометр использует следующие цепи для подключения:
Катушка
Контакт К катушки зажигания
+12В
Плюсовая цепь питания
-12В
Минусовая цепь питания
+12изм
Измерительная цепь (подключается к плюсовому полюсу аккумулятора)
Клапан
Подключается к клапану холостого хода
SDA, SCL, 0В, +5В
Цепи подключения датчика DS1621
Программное обеспечение.
При ассемблировании необходимо, чтобы include - файлы находились в одном директории с основным файлом или указать другой путь в конце файла SU.ASM. При включении питания процессор инициализирует рабочие ячейки ОЗУ. Далее инициализируется контроллер ЖКИ и микросхема DS1621 и выполняется основной цикл программы.
Этот цикл является бесконечным. В качестве опорного генератора интервалов времени используется таймер 0. Период прерывания таймера 50мс. Таймер1 используется как счетчик внешних событий для подсчета частоты оборотов двигателя.
Описание констант программы автомобильного комплекта
Номер строки программы
Значение
Описание
28
50h
Верхушка стека
32
0
Начальная установка времени при включении питания секунды
33
0
Начальная установка времени при включении питания минуты
34
0
Начальная установка времени при включении питания часы
35
5
Начальная инициализация счетчика времени 1с
37
92h
Адрес датчика температуры на шине I2C
52
30
Множитель пересчета оборотов
57
80h
Начальная установка курсора для вывода значения оборотов
74
0d4h
Начальная установка курсора для вывода значения напряжения бортсети
103
92h
Начальная установка курсора для вывода значения температуры двигателя
116
0d4h+12
Начальная установка курсора для вывода значения времени работы двигателя
146
7
Константа, определяющая время прерывания аппаратного таймера 0 (50мс). Младший байт
147
4Ch
Константа, определяющая время прерывания аппаратного таймера 0 (50мс). Старший байт