Несколько практических советов по улучшению звучания акустических систем.
Любители высококачественного звука часто бывают недовольны звучанием акустических систем у себя дома по сравнению с тем, как они играли в магазине. В чем же причина этого и можно ли исправить звук? Очень может быть, что колонки просто неоптимально установлены в комнате и одно только правильное их размещение способно существенно улучшить звук. Наиболее распространенной ошибкой является установка малогабаритных колонок (bookshelf — колонка для книжной полки) в свободные ниши мебельных стенок. Однако полочные колонки хорошо звучат только при установке их на специальные металлические подставки.
Это позволяет:
во-первых, установить колонки на нужную высоту над полом
(высокочастотный громкоговоритель должен находиться на уровне ушей
слушателя),
во-вторых, жестко зафиксировать корпус акустической системы.
Для этого в основание подставок, как правило, ввинчиваются острые металлические шипы, обеспечивающие надежное сцепление подставки с полом. Кроме того, конструкция подставки выполняется максимально жесткой для исключения паразитных резонансов и вибраций. Это позволяет устранить размытость и гулкость в звучании низких частот и заметно повысить прозрачность и детальность звука на средних и высоких частотах. Наконец, при установке колонок на подставки улучшается локализация звучания музыкальных инструментов, а стереопанорама приобретает особую глубину и масштабность.
Поэтому владельцам малогабаритных колонок типа KEF CODA 7 (8), MISSION 731/MISSION 750, B&W DM302 и т.п. настоятельно рекомендуем
установить их на подставки. Сегодня хорошие подставки стоят не менее $100, а часто и более. Поэтому при выборе конкретной модели подставки обязательно следует учитывать ценовую категорию имеющейся у Вас аппаратуры. Любителям хорошего звука со скромным достатком можно рекомендовать универсальные и относительно недорогие подставки фирм Atacama и Target.
Они при приемлемой стоимости заметно улучшат звук большинства колонок и при этом имеют привлекательный внешний вид. Необходимо иметь в
виду, что если подставки звенят на некоторых музыкальных фрагментах или звучание колонок, установленных на подставки, покажется Вам легковесным, следует увеличить массу подставок, для чего нужно засыпать во внутренний объем их корпуса хорошо просушенный песок или металлическую дробь. Это позволит одновременно со значительным увеличением массы подставки увеличить ее сцепление с полом, что устранит паразитные резонансы звука.
Напольные колонки следует устанавливать именно на пол, а не размещать на подставки или, к примеру, на шкафу. Это объясняется тем, что для увеличения уровня звукового давления на низких частотах в напольных колонках используется не только прямое излучение громкоговорителя, но и отраженная от пола звуковая волна. При правильной установке колонок за счет суммирования энергии обеих звуковых волн уровень звукового давления на низких частотах существенно возрастает. Если же такую колонку установить, допустим, на тумбочку или подставку, фазы прямой и отраженной звуковых волн не будут совпадать и поэтому количество басов заметно уменьшится.
С учетом этих же соображений следует проявлять осторожность при размещении колонок (как напольных, так и полочных) в углах комнаты, так как в этом случае звуковые волны, отраженные от стен, могут чрезмерно
подчеркнуть звучание на низких частотах, а это нарушит тональный баланс звука всей системы. Впрочем, когда в звучании акустических систем ощущается явный дефицит басов, установка колонок в углы комнаты часто существенно улучшает звук.
При установке колонок следует также учитывать и расположение выходного отверстия (порта) фазоинвертора. В некоторых моделях акустических систем (TANNOY Precision P20, CELECTION 23i, напольные колонки серии 8 JAMO и т.д.) выход фазоинвертора находится на их задней стенке. Поэтому эти колонки нельзя придвигать вплотную к стене. Минимальное расстояние между стеной и колонкой должно быть по крайней мере 30…50 см.
Кстати сказать, с помощью фазоинвертора можно в некоторых пределах подкорректировать характер звучания акустических систем на низких частотах. Например, акустические системы серии DM600 (DM601-DM604) английской фирмы B&W комплектуются поролоновыми вкладышами, устанавливаемыми в порт фазоинвертора. Поролон создает сильное сопротивление звуковому потоку в порте фазоинвертора, что эквивалентно увеличению акустического демпфирования низкочастотного громкоговорителя. При их установке звучание колонок в низкочастотном диапазоне становится четким и собранным, однако количество баса и его глубина при этом немного уменьшаются.
Этот простой способ подстройки характера звучания с успехом может быть применен к любой акустической системе с фазоинвертором. Особенно эффективно применение демпфера в колонках с тяжелыми диффузорами НЧ громкоговорителей. Как правило, такие акустические системы сильно бубнят. Путем акустического демпфирования это неприятное явление можно значительно уменьшить. Необходимая степень демпфирования определяется экспериментально путем подбора плотности поролона вкладыша и его геометрических размеров.
Но наиболее радикально качество воспроизведения баса (и его количество тоже) улучшается при использовании в системе дополнительного сабвуфера. Это устройство редко бывает лишним даже в достаточно сбалансированной аудиосистеме, а уж для систем с малогабаритными полочными колонками он просто необходим. При выборе конкретной модели лучше отдать предпочтение активным сабвуферам со встроенным усилителем мощности.
Хотя активные сабвуферы стоят дороже, звучат они гораздо лучше пассивных и при этом абсолютно не нагружают основной усилитель. Кроме того, активные сабвуферы позволяют в широких пределах перестраивать верхнюю рабочую частоту и фазу излучаемого звукового сигнала, что позволяет обеспечить практически незаметный звуковой шов на частоте раздела полос сабвуфера и основных громкоговорителей.
Простым способом заметного улучшения качества звучания акустических систем является оптимальный подбор кабелей, соединяющих их с выходами
усилителя. Так как любой кабель в той или иной степени влияет на характер звучания акустической системы (придает звуку окраску), с его помощью можно в некоторых пределах скорректировать тональный баланс звука.
Например, при излишне резком звуке стереосистемы мягким кабелем можно сделать ее звучание более теплым и комфортным. Немаловажное значение имеет также и размер поперечного сечения проводников кабеля, как правило, выполненных из бескислородной меди (OFC). Для акустических систем мощностью в 40…60 Вт вполне подойдут кабели с площадью поперечного сечения проводников в 2.5…3 мм2, а для более мощной акустики в 100 Вт и более — кабели с сечением проводников не менее 4 мм2.
Многие модели акустических систем имеют по две пары винтовых зажимов, которые подключены непосредственно к входам фильтров низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей. В исходном состоянии одноименные (+ и -) зажимы обеих винтовых пар соединены параллельно с помощью металлических перемычек, что позволяет подключить колонки к усилителю обычным способом, используя только один соединительный кабель.
Если же эти перемычки удалить, появляется возможность независимого двухпроводного подключения отдельными кабелями к выходу усилителя низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей методом Bi-Biring или Bi-Amping. О методе Bi-Amping, требующем применения двух стереоусилителей, поговорим в следующей статье этого цикла, посвященной улучшению качества звучания усилителей.
Метод же Bi-Wiring заключается в подключении к одному выходу усилителя двух отдельных акустических кабелей, каждый из которых подводится к своей паре винтовых зажимов на акустической системе. Смысл этой процедуры заключается в том, что при таком двухпроводном подключении (Bi-Wiring) токи звуковых сигналов низких и высоких частот протекают по различным цепям, не оказывая влияния друг на друга. Благодаря этому качество звучания колонок в режиме двухпроводного подключения значительно улучшается.
Тем более что при этом появляется возможность дальнейшего улучшения тонального баланса звука путем применения в ВЧ и НЧ звеньях кабелей с различным характером окраски звука. В цепи низкочастотного громкоговорителя рекомендуется использовать кабели из бескислородной меди, что придаст басам особую мощь и динамичность. В ВЧ тракте предпочтительнее применять медные кабели с дополнительным серебряным покрытием, которые по сравнению с обычными проводами из OFC позволяют получить более звонкий и прозрачный звук на высоких частотах.
Ниже приведем несколько простых советов по дальнейшему улучшению качества звука акустических систем, относящихся к ценовой категории $250 - 400, которые однако потребуют вскрытия колонок и внесения некоторых изменений в их конструкцию. Основные направления возможной модернизации таких акустических систем показаны на рисунке. Их внутренняя проводка, как правило, выполнена таким тонким кабелем, что одна только их замена на хороший кабель из бескислородной меди OFC с поперечным сечением проводов в 2.5…4 мм2 уже дает существенную прибавку в качестве звука.
Во многих доступных по цене моделях колонок используются дешевые пружинные зажимы или простые винтовые клеммы. Качество звука и внешний вид колонок значительно улучшаться, если их заменить на позолоченные винтовые зажимы (стоимостью примерно $20 за пару). Тем более что при этом появляется возможность использовать высококачественные акустические кабели с большим поперечным сечением проводников (4 мм2 и более), в том числе кабели с установленными на них соединительными разъемами типа банан, лопаточка или вилочка. При установке двух пар винтовых зажимов можно реализовать режим двухпроводного подключения колонок, преимущества которого рассмотрены выше.
Качество звука можно улучшить и заменой элементов фильтра кроссовера на высококачественные компоненты аудиофильского класса. Так, например, катушки индуктивности с металлическими или ферритовыми сердечниками целесообразно заменить катушками без сердечников с теми же значениями индуктивности, намотанными проводом из бескислородной меди. Весьма полезно также заменить конденсаторы фильтра на высококачественные полипропиленовые или полистиральные пленочные конденсаторы, например, тира MIT Multicap или Infinicap фирмы WONDER.
Если колонки страдают излишне размытым и бубнящим басом, то возможными причинами могут быть недостаточное электрическое или акустическое демпфирование низкочастотного громкоговорителя. В первом случае воспроизведение баса улучшится, если колонки подключить к другому усилителю с малым выходным импедансом. Акустически задемпфировать колонку можно с помощью вкладыша в фазоинвертор, либо, что более эффективно, с помощью звукопоглотителя, помещенного внутрь корпуса акустической системы.
Самым простым и доступным звукопоглотителем является обычная техническая вата. Еще лучшие результаты дает оклейка внутренних стенок колонки пористым волокнистым материалом от фильтра бытовых воздухоочистителей. Оптимальное количество звукопоглотителя определяется опытным путем, так как при чрезмерной степени акустического демпфирования басов станет:
во-первых, мало,
во-вторых, они заметно потеряют в глубине и выразительности.
Выполнение большинства из этих рекомендаций не потребует значительных финансовых затрат (за исключением разве что покупки сабвуфера), а полученное в результате улучшение звука будет вполне ощутимым. Однако дальнейшее улучшение качества звучания потребует доработки остальных компонентов аудиосистемы. Поэтому следующая статья этой серии будет посвящена усилителям низкой частоты. В ней будет рассказано о несложных способах их доработки, доступных квалифицированным радиолюбителям в домашних условиях без использования сложных измерительных приборов.