На транзисторе VТ1 собрано устройство генератора зарядного тока. Управление генераторами тока осуществляется с помощью мультивибратора на DD1 с регулируемой скважностью импульсов. Пороговое устройство отключения по окончании зарядки представляет собой триггер Шмитта на транзисторах VТ5, VТ6, оно действует с гистерезисом не более 0,5 В, задаваемым номиналами резисторов R12, R16. При этом сравнение напряжения на аккумуляторе с опорным на VD12 происходит под нагрузкой, т.е. во время разрядного импульса.
Во избежание отключений я момент зарядного импульса введена цепь R9, VD8. Порог срабатывания триггера устанавливают подстроечным резистором R15, подключив к клеммам устройства выпрямитель с напряжением 14,2 В. При этом мультивибратор на VD1 необходимо остановить, замкнув выводы 1,2 на вывод 14 VD1. Цепь в точке А необходимо разорвать во избежание выхода из строя выпрямителя.
Для защиты схемы от переполюсовки введены диоды VD11, VD14, Подстроечным резистором R23 калибруют вольтметр на 5 В, а подстроечным резистором R17 — на 15 В при соответствующих положениях переключателя 52.
Оптимальным считают режим зарядки, при котором длительность разрядного импульса в 2 — 3 раза больше зарядного, а ток в 10 раз меньше зарядного. Следует учесть, что старые, засульфатированные аккумуляторы в течение нескольких часов необходимо заряжать с меньшим, примерно наполовину, зарядным током н с несколько большим разрядным (для исключения излишней плотности зарядного тока и закипания электролита).
Только после десульфатации и восстановления рабочей поверхности пластин зарядный и разрядный ток можно довести до номинального.
Диоды моста должны быть установлены на радиаторе с рассеиваемой мощностью 40— 60 Вт; транзисторы VТЗ, VТ10 — на радиаторе с рассеиваемой мощностью 60 — 100 Вт, транзистор VТ9 — на радиаторе 15— 20 Вт.
Силовой трансформатор собран на магнитопроводе ПЛ27 х 40 х 58. Обмотка 1 содержит 674 витка провода ПЭВ-2 0,7, обмотка 2 — 80 витков провода ПЭВ-2 1,8. Подойдет и другой сердечник с габаритной мощностью 250 — 300 Вт.