Малогабаритное зарядное устройство.
Зарядное устройство схема которого приводится ниже подкупает минимумом деталей и своим весом весь вес только в трансформаторе. Тем кто собирается в дорогу, на дачу там где есть перебои с питанием, когда вечерами нет света можно для таких целей не только заряжать аккумуляторы для радиостанции, автомобиля, но и для освещения помещений.
Основные данные зарядного устройства: - максимальное напряжение - 16,2v , наибольший ток – до 30 А. Управляющий элемент прибора тиристор D3 КУ 202Е величину зарядного тока регулируют резистором R 1. Режим заряда можно переключить с нормального на ускоренный тумблером S1, выходное напряжение стабилизировано стабилитроном D2 Д815Д, а выходной ток ограничивает резистор R2 . Правильно и без ошибок собранная схема работает сразу.
Необходимо подобрать сопротивление резисторов R3,R4,R5 делителя обеспечивающего режим ускоренной и нормальной зарядки аккумуляторов. Для этого к выходным клеммам выпрямителя подключают 12 вольтовые лампы накаливания суммарной мощностью – 250 вт. Для подбора замыкаем накоротко резисторы R3 и R4 и с помощью подбора номинала резистора R5 устанавливает величину тока не более 20А. После этого снимаем перемычку с резистора R4 и добиваемся чтобы ток снизился до 10А. Настройка закончена.
Монтаж силовых цепей выполнен проводом 4-6 мм. Тиристор КУ202Е установлен на радиаторе размером 100х200см, для его хорошего охлаждения. Вместо КУ202Е можно использовать КУ202В-Н, КУ201В-Л, но при этом необходимо уменьшить зарядный ток в 2 раза за счет увеличения номиналов R3 и R4 . Стабилитрон Д815Д – Д815Б, диод D1 может быть любым от Д7А – до самых современных диодов и рассчитан на ток 0,2А. Резистор R2 самодельный намотан нихромовым проводом 2 мм. Резисторы типа МЛТ. Сигнальная лампочка La1 – сигнальная лампочка с коммутации 24v на 90ma.
В качестве силового трансформатора можно использовать любой готовый трансформатор от старого телевизора, предварительно все его вторичные обмотки сматываются , а в замен наматываются одна обмотка на напряжение 18-21v проводом любой марки с хорошей изоляцией диаметром 6 мм при этом общее количество витков вторичной обмотки равно 42.
К зарядному устройству подключают аккумулятор и устанавливают зарядный ток соответствующий нормальному 10 часовому режиму заряда 0.1xC20A или ускоренному – 0.2xC20A , где С20А – емкость аккумулятора в ампер-часах при 20 часовом режиме заряда. Например 6СТ45, где С20А равна 45А значит при нормальном 10 часовом режиме ток заряда равен 4,5А , а при ускоренном - 9А. Когда акккумулятор заряжен то напряжение зимой - 14,5-15,5v, а летом - 13,8-14,8V.
При отличии величины заряда аккумулятора от приведенных величин подберите стабилитрон Д815Е. При этом необходимо помнить, что изменяя величину напряжения зарядного устройства без подключенной батареи мы только определяем средне выпрямленное значение, которое будет ниже чем под нагрузкой.
После зарядки аккумулятора до пробоя стабилирона ток заряда постепенно снижается до нулевого значения, что будет свидетельствовать об окончании заряда вашего аккумулятора.
Ниже приведена схема зарядного устройства для любых вариантов использования, работает без отказно. При дополнении стабилизатора, может быть использовано для питания вашего трансивера на даче.

Ю.Замятин UA9XPJ.

Copyright © 2002 - 2003 Russian HamRadio

Hosted by uCoz