Если у владельца загородного дома, коттеджа или дачного участка спросить,
какое оборудование он хотел бы иметь у себя на "фазенде", в ответ
можно услышать перечень, в котором наверняка будут фигурировать котёл, насос и
мини-электростанция. Все эти устройства в той или иной мере решают одну задачу
- сделать человека независимым от внешних условий, обеспечив его теплом, водой
и электричеством "собственного" производства. О последнем мы и
поговорим более подробно.
Мини электростанция (или агрегат генератор, или генераторная установка) это
устройство, двумя главными элементами которого являются топливный двигатель и
электрогенератор.
Максимально упрощенный принцип действия мини электростанции состоит в
следующем мотор "превращает" топливо во вращение своего вала, а
генератор с ротором, связанным с валом двигателя, по закону Фарадея преобразует
обороты в переменный электрический ток. На самом деле, все гораздо сложнее. Вот
несколько ярких примеров, на первый взгляд парадоксальных.
Ситуация 1. Человек покупает трехфазную мини электростанцию
с номинальной выходной мощностью (трехфазной же) 4 кВ*А. Дома он подключает к
ней 2 киловаттный обогреватель и тот отказывается работать.
Ситуация 2. Тот же человек пытается подключить к своему
агрегату 1 киловаттный погружной насос, и тот отказывается работать.
Ситуация 3. Другой покупатель приходит в магазин, твердо
уверенный, что для всех его нужд хватит 3 киловаттного агрегата. После общения
и консультантами он выясняет, что даже 10 киловаттным не обойдется.
Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.
Виды нагрузок.
Активные нагрузки. Самые простые
нагрузки, у них вся потребляемая энергия преобразуется в тепло. Примеры лампы
накаливания, обогреватели, электроплиты, утюги и т. п. Здесь все просто если их
суммарная потребляемая мощность составляет 2 кВт, для их питания в точности
достаточно 2 кВт.
Реактивные нагрузки. Все остальные.
Они, в свою очередь, подразделяются на индуктивные и емкостные. Простейший
пример первых катушка, вторых конденсатор. У реактивных потребителей энергия
превращается не только в тепло часть ее расходуется на другие цели, например,
на образование электромагнитных полей.
Мерой реактивности выступает так называемый cosф. Например, если он равен
0,8 то 20% энергии преобразуется не в тепло. На приборах обычно указывают их
"тепловую" потребляемую мощность и cosф. Чтобы подсчитать
"реальное" потребление, нужно мощность разделить на cosф. Пример:
если на дрели написано "500 Вт" и "cosф= 0,6", это
означает, что на самом деле инструмент будет "тянуть" из генератора
500 0,6=833 Вт.
Имейте в виду: каждая бензиновая или дизельная электростанция имеет собственный
cosф, который обязательно нужно учитывать. Например, если он равен 0,8, то для
работы вышеназванной дрели от данного агрегата потребуется 833 Вт: 0,8 = 1041
В*А Кстати, именно по этой причине грамотное обозначение выдаваемой
электростанцией мощности В*А (вольт амперы), а не Вт (ватты).
Высокие пусковые токи. Любой
электродвигатель в момент включения потребляет энергии в несколько раз больше,
чем в штатном режиме. Чтобы не вдаваться в технические подробности, приведем
аналогию: представьте себе тяжелую тележку стоящую на горизонтальной
поверхности. Чтобы сдвинуть её с места, требуется гораздо больше усилий, чем
для поддержания в дальнейшем ее скорости.
Стартовая перегрузка по времени не превышает долей секунды, поэтому главное,
чтобы мини электростанция смогла её выдержать (специалисты говорят
"проглотить"), не отключаясь и тем более не выходя из строя. Совет
здесь один: при покупке обязательно интересуйтесь, какие стартовые перегрузки
"по зубам" выбранному вами агрегату.
Кстати, с точки зрения пусковых токов, один из самых "страшных"
приборов - погружной насос, у которого в момент старта потребление может
подскочить в 7 - 9 раз (ситуация 2). Это и понятно в отличие, скажем, от дрели
у помпы отсутствует холостой ход, ей сразу приходится начинать качать воду.
Сварочные аппараты. Вообще-то, для их
энергоснабжения рекомендуется использовать специальные генераторные установки.
Дело в том, что работа сварочного аппарата с точки зрения мини электростанции
выглядит как банальное короткое замыкание...
Однако реалии жизни таковы что большинству из нас не по карману два бензиновых
или дизельных генератора, приходится применять тот, что есть под рукой. В таком
случае рекомендуется (по крайней мере) "варить" не напрямую, а через
сварочный трансформатор.
Имена.
Перечислим основные торговые марки мини электростанции иностранного
производства, представленные на российском рынке Daishin (Япония) Endress
(Германия), Energo (Япония), Geko (Германия), Generac (Англия), Honda (Япония),
L'Europea (Италия), Mitsubishi (Япония), SDMO (Франция) Sparky (Болгария),
Wilson (Англия) Worms (Франция), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония) и др. При
этом у некоторых производителей (например у Yamaha) агрегаты на 100% состоят из
комплектующих собственного производства, у других "своим" является
только блок электрогенератора (в частности, у Energo) или двигатель (к примеру,
у Honda). Остальные фирмы собирают мини электростанции из "чужих" моторов
и генераторов.
Класс агрегата, как правило, определяется качеством и культурой сборки, а
также наличием у производителя инновационных технологий. Замечание: у
большинства фирм, выпускающих мини электростанции на основе своих
комплектующих, продукция максимально сбалансирована.
Отечественных производителей агрегатов, к сожалению, немного (если говорить о
диапазоне сравнительно небольших мощностей). Наиболее известны московская фирма
"АМП Комплект", собирающая мини электростанции из импортных двигателей
и генераторов, и курское предприятие "Электроагрегат", его продукция
на 100% "родная".
Двигатель.
Двигатель справедливо считается сердцем установки. Именно его ресурс
определяет срок "жизни" мини-электростанции: среднее время наработки
на отказ у блока электрогенератора всегда в несколько раз выше, чем у мотора.
Марки. Агрегаты оборудуются бензиновыми или дизельными двигателями.
Основные мировые производители бензиновых моторов: Briggs&Stratton (США),
Honda (Япония), Kubota (Япония), Lombardini (Италия), Mitsubishi (Япония),
Robin (Япония), Suzuki (Япония), Tecumseh (Италия), Yamaha (Япония) и др.
Отечественные бензиновые движки для агрегатов найти очень сложно, правда, ходят
слухи что их ещё выпускают в Перми, Санкт-Петербурге и Владимире.
Основные мировые производители дизельных моторов: Acme (Италия), Hatz
(Германия), Honda (Япония), Iveco (Италия), Kubota (Япония), Lombardini
(Италия), Robin (Япония), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония) и др. Отечественнье
дизели выпускают в Вятке, Туле, Челябинске, Владимире, Рыбинске, Ярославле.
Профессиональные и бытовые агрегаты. В большинстве случаев класс мини
электростанции определяется используемым двигателем, а точнее его моторесурсом.
В частности, у профессионального бензинового мотора время непрерывной работы до
первого вероятного отказа исчисляется в среднем 3 тысячами часов, тогда как у
любительского - всего лишь cотнями. А вот дизели на агрегатах, как правило
используются профессиональные.
Отличить современный бытовой двигатель от профессионального по внешним
признакам не всегда просто. Если раньше на любительских миниэлектростанциях
широко применялись моторы с боковым расположением клапанов, то теперь сплошь и
рядом - верхнеклапанные, производительностью примерно на 30% выше. Кроме того,
в процессе совершенствования технологии, двигатели, считающиеся в данное время
профессиональными, производитель через несколько лет переводит в категорию
бытовых.
Критерием принадлежности агрегата выступает наличие у него или по крайней
мере возможность комплектации топливным баком большой ёмкости. Тем самым,
производитель изначально предусматривает длительную непрерывную эксплуатацию
генераторной установки.
Другой атрибут "классности" - частота замены масла. У
профессиональных моторов этот показатель не ниже 100 часов работы.
О многом способны поведать и "внутренности" двигателя. Например,
если у него стенки цилиндра не чугунные, а алюминиевые, то перед вами наверняка любительский мотор. Кроме того,
обратите внимание на материал, из которого изготовлены фильтры (воздушный,
топливный, масляный). У бытовых моделей, как правило используется бумага
поэтому фильтры требуют периодической замены.
Иногда производители устанавливают на профессиональной и аналогичной ей по
мощности бытовой миниэлектростанции один и тот же мотор. Если это не
маркетинговый ход, то такие агрегаты отличаются внешне: например, любительский
может быть оборудован "урезанной" рамой, служащей в основном для
переноски.
Электрогенератор
Этот блок (его еще называют альтернатором) собственно, и вырабатывает электрический
ток. В зависимости от типа электрогенератора мини электростанция лучше
справляется с теми или иными задачами.
Основные производители альтернаторов Generac (Англия), Leroy Sorner
(Франция), Месс Alte (Италия), Metallwarenfabrik Gemmingen (Германия), Sawafuji
(Япония), Sincro (Италия), Soga (Италия), Stanford (Англия), Yamaha (Япония) и
др.
Одно- или трехфазные генераторы. Их
название вытекает из назначения питать соответствующих потребителей. При этом,
к однофазным генераторам вырабатывающим переменный ток напряжением 220 В и
частотой 50 Гц можно подключать только однофазные нагрузки тогда как к
трехфазным (380/220 В 50 Гц) и те и другие (на приборной панели имеются
соответствующие розетки количество которых у агрегатов разных производителей различное).
С однофазными альтернаторами все более или менее ясно главное правильно
посчитать всех своих потребителей учесть возможные проблемы (например высокие
пусковые токи) и выбрать агрегат с соответствующей реальной выходной мощностью.
При подключении к трёхфазным генераторам трехфазных же нагрузок ситуация
аналогичная.
А вот при подключении к трехфазникам однофазных потребителей возникает
проблема именуемая перекосом фаз (помните ситуация 1). Не углубляясь в
технические подробности сформируем два правила.
1 Потребляемая мощность однофазной нагрузки не должна превышать 1/3 от
номинальной трех фазной выходной мощности агрегата. Иными словами 9 киловаттной
трехфазной генераторной установкой можно накормить не более чем 3-х киловаттный
однофазный обогреватель!
2 При наличии нескольких однофазных нагрузок разница в их потребляемой мощности
не должна превышать 1/3 от перекоса фаз (перекос фаз та самая 1/3 из правила
1). Кстати, это идеальная величина реализуемая для высококлассных мини
электростанции. У агрегатов попроще, данный и параметр меньше.
Синхронные и асинхронные генераторы.
Если говорить популярно то синхронный альтернатор конструктивно сложнее,
например, у него на роторе находятся катушки индуктивности. Асинхронный
генератор устроен гораздо проще - его ротор напоминает обычный маховик. Как
следствие, среднестатистический асинхронник лучше защищен от попадания влаги и
грязи (говорят что он имеет закрытую конструкцию) и тут самое время вспомнить о
классе защиты Он обозначается двумя буквами (IP) и двумя цифрами Первая цифра
означает:
"2" защита от касания пальцами и от проникновения твердых
посторонних частиц диаметром более 12 мм;
"4" защита от касания инструментом пальцами или проволокой диаметром
более 1 мм, защита от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более
1 мм;
"5" полная защита от касания вспомогательными средствами любого типа
и от проникновения пыли.
Вторая цифра:
"3" защита от струй воды падающих под углом до 60 градусов от
вертикали;
"4" защита от струй воды падающих под любым углом;
Синхронные генераторы, как правило, соответствуют классу IP 23, тогда как
асинхронные IP 54. Впрочем, в последнее время практически у всех ведущих
производителей появились инновационные синхронные агрегаты удовлетворяющие IP
54.
Кроме защищенности, синхронные и асинхронные генераторы отличаются своими
возможностями. Мнения опрошенных специалистов тут расходятся (каждый
естественно хвалит своё оборудование), но в среднем, всё выглядит примерно
следующим образом:
- синхронные альтернаторы легче переносят пусковые перегрузки и вырабатывают
более чистый ток;
- в силу простоты конструкции, асинхронные альтернаторы более устойчивы к
короткому замыканию, поэтому лучше подходят для питания сварочных аппаратов.
Впрочем, в настоящее время существует множество способов улучшить выходные
параметры мини электростанций. В частности, асинхронник, оборудованный
стартовым усилителем, способен справиться с пусковыми перегрузками, а качество
выдаваемого электричества может быть повышено подключением AVR (автоматического
регулятора напряжения). Кстати, на стабильность напряжения оказывает влияние и
класс двигателя, а именно его способность поддерживать постоянные обороты (как
правило, 3000) при изменениях нагрузки.
Синхронные генераторы обеспечивают поддержание напряжения в сети с высокой
точностью (колебания в пределах 5%), поэтому позволяют подключать к ним
аппаратуру чувствительную к перепадам напряжения, например, компьютеры,
телевизоры и другие электронные устройства). Кроме того, такие генераторы без
проблем справляются с энергоснабжением электроинструментов и электродвигателей
с реактивной нагрузкой до 65% от своего номинала.
Асинхронные генераторы менее точны: они поддерживают напряжение постоянным с
точностью 10%, поэтому их нельзя применять для питания высокоточной аппаратуры
(Hi-Fi техники и пр.). Подобные генераторы позволяют подключать к ним
электроинструменты и электродвигатели с реактивной мощностью до 30% от
номинала.
Наконец в качестве конструктивного исполнения более предпочтительны
альтернаторы не оборудованные щетками (так называемые brushless бесщеточные),
так как они не требуют обслуживания и не создают помех.
Выходная мощность
Это один из самых главных параметров. Именно на него прежде всего обращает
внимание покупатель. Здесь есть два подводных камня (они могут быть причиной
возникновения ситуации 3):
- многие производители в каталогах приводят так называемую максимальную
выходную мощность. Имейте в виду: этот параметр предусматривает кратковременную
работу агрегата (в зависимости от фирмы интервал колеблется от нескольких
секунд до нескольких минут). Реальная номинальная мощность обычно на несколько
(иногда на десятки) процентов ниже.
- мини-электростанция, как и любой другой прибор, обладает собственным cosф.
Одни производители при указании выходной мощности его учитывают, а другие нет.
Во втором случае, пользователю придется самому подсчитать реальную номинальную
мощность умножая приведенную в каталоге на cosф.
Дополнительные особенности
Уровень шума. Как и любой агрегат с двигателем, мини электростанция создает
шум. И чем он больше тем менее комфортно чувствует себя пользователь (в
особенности это касается применения ее на тихом дачном участке). Для решения
проблемы выпускаются мини электростанции в шумопоглощающих кожухах. Однако это
значительно увеличивает цену агрегата.
Для сравнения шумовых характеристик различных моделей следует иметь в виду,
что разные производители приводят данные по шуму на различном расстоянии
(наиболее распространено 7 метров), а также, для различной загрузки мини
электростанции (обычно речь идет о номинальной мощности).
Время непрерывной работы без дозаправки. Данный параметр определяется объемом
топливного бака и расходом топлива. При сравнении этих характеристик у разных
моделей важно, чтобы они были приведены к "общему знаменателю"
потребляемой мощности. Дело в том, что расход на 1/1 3/4 и 1/2 номинальной
мощности как говорят в Одессе, - "две большие разницы".
Запуск агрегата. Мини-электростанция может быть запущена двумя способами:
вручную (для чего необходимо потянуть за шнур или провернуть рукоятку) или
электростартером (конечно если модель ее имеет) то есть поворотом ключа или
нажатием на кнопку. Кроме того ряд агрегатов оснащенных электростартером
допускают дистанционный запуск при помощи пульта, соединённого со станцией кабелем.
Наличие электростартера является необходимым условием для превращения мини
электростанции в полноценную систему резервного энергоснабжения, которая будет
автоматически функционировать (в том числе включаться или выключаться) без
какого-либо участия со стороны человека.
Альтернатива
Одна из самых распространенных альтернативных схем - источник бесперебойного
энергоснабжения на основе инвертора и аккумуляторов. Принцип работы такой. При
нормальном состоянии сети общего пользования инвертор работает как зарядное
устройство аккумуляторов. Если же происходит сбой с подачей электричества
система почти мгновенно переключает потребителей на питание от аккумуляторов,
преобразуя их постоянный ток в переменный до нормализации состояния сети.
Именно к таким устройствам и относится МАП "Энергия" (подробнее
см. www.invertors.ru). Это отечественная разработка (заявка на патент
№2001125519), на основе новейших импортных комплектующих.
Время автономной работы варьируется и может достигать от нескольких часов до
суток и более в зависимости от мощности нагрузки и общей емкости аккумуляторов
(их можно объединять, наращивая ёмкость), причем, прибор сигнализирует об
уменьшении напряжения на аккумуляторе и отключит потребителя при его минимально
допустимом уровне. К слову, не так давно появились очень качественные
автомобильные аккумуляторы с большими сроками службы, полностью необслуживаемые
(герметичные), способные развивать гигантские пусковые токи (от 700 А), и по
вполне приемлемым ценам.
Если ваш дом вообще не подключён к электросети, весьма разумно использовать МАП
"Энергия" совместно с дизельным или бензиновым генератором
(мини-электростанцией). Дело в том, что, включая генератор всего лишь на 3 часа
в день (примерно через это время он выключится сам, после выработки топлива, а
МАП "Энергия" автоматически переключит потребителя на 220 В
вырабатываемое от аккумуляторов), вы обеспечиваете себя круглосуточным
электричеством 220 В. Какая экономия топлива! Плюс - тишина, покой и чистый
воздух…
И последнее… МАП "Энергия" может работать и от автомобильного
генератора (последний вырабатывает 12 или 24 В)! Так что без электричества 220
В вы не останетесь в любом случае. Даже в чистом поле, наедине с электрическим
триммером (травокосилкой), даже в лесу, наедине с электропилой…
Здесь мы не говорим о аналогичных зарубежных системах, поскольку вряд ли они
"по карману" среднему российскому пользователю: обычно сколько
киловатт они "тянут" столько тысяч долларов и стоят (3 кВт - 3 тыс.
долл.), в то время как цена МАП "Энергии" почти в 10 (!!!) раз меньше
(3 кВт - около 400 долл.).
Преимущества МАП по сравнению с
мини-электростанциями 220 В.
1. Цена ниже в несколько раз.
2. Значительно меньшие габариты и вес, а следовательно -
мобильность (можно постоянно возить с собой).
3. Не ШУМИТ и не "ВОНЯЕТ".
4. Нет необходимости контролировать присущие бензиновым
(дизельным) генераторам параметры: уровень и давление масла двигателя; уровень
и температуру охлаждающей жидкости; уровень топлива (ведь подобные параметры
автомобильного двигателя контролируются независимо).
5. Больший ресурс работы и отказоустойчивость (отсутствие
механического износа).
6. При относительно маломощных потребителях (до 1000 Вт)
длительное время не требует включения автомобильного генератора и, следовательно,
не расходует бензин.
7. Мизерное потребление энергии (5 Вт) на холостом ходу (у
мини-электростанции расход топлива на холостом ходу равен половине от расхода
при максимальной нагрузке).
8. Может работать как пуско-зарядное устройство, как источник
бесперебойного питания, как восстановитель аккумуляторов.
Как определить требуемую мощность
генератора.
В этой таблице приводятся данные соответствия электростанций и приборов
подключаемых к ним, для генераторов фирмы SPARKY;
+/- - прибор может/не может быть подключен к данной электростанции;
<900 - прибор может быть подключен к данной электростанции, если его
мощность не превышает 900 Вт;
<2,5 - сварочный агрегат может быть подключен к электростанции, если диаметр
его электрода не превышает 2,5 мм.
Для решения этой проблемы сначала необходимо определить приборы которые вы
планируете подключить к генератору: активные (электроплиты, освещение,
электронагреватели) и индуктивные (дрели, пилы, насосы, компрессоры,
электродвигатели).
В случае, если вы выбрали электростанцию с синхронными генераторами, то
мощность генератора рассчитывается из следующих соотношений:
- для активных нужно просуммировать мощность всех одновременно подключаемых
приборов, прибавить примерно 10-процентный запас по мощности, и вы получите
необходимую мощность генератора,
- электротехника индуктивного типа нуждается в момент пуска в большей мощности,
поэтому их суммарную мощность необходимо увеличить в 1,5-2 раза.
Выбор бензинового двигателя
При покупке бензинового генератора основное внимание следует обратить на
ресурс двигателя.
Ориентироваться здесь исключительно на торговую марку не стоит -
фирмы-производители таких генераторов часто используют двигатели других
производителей. SPARKY, например, собирает свои бензиновые электростанции на
базе двигателей со знаменитой торговой маркой Briggs & Stratton.
Если остановиться только на них, то в наличии следующие виды двигателей:
двигатели с алюминиевым блоком цилиндра и боковым расположением клапанов (они
характеризуются невысокой стоимостью, но и ресурс их невелик - порядка 500
часов), двигатели с чугунной гильзой цилиндра и боковым расположением клапанов
(ресурс - 1500 часов), промышленные двигатели с чугунными гильзами цилиндров,
верхним расположением клапанов и подачей масла к деталям под давлением (их
ресурс приближается к ресурсу дизельных двигателей - 3000 часов, они
характеризуются низким расходом топлива и пониженным уровнем шума)
SPARKY собирает свои электростанции только на базе двигателей второй и третьей
групп.
Опишем чуть подробнее её некоторые модели.
SPARKY AG-1,7/AG-2,2/AG-3,0/AG-4,0
$550/$600/$760/$930
Бензиновые генераторы
ТИП: синхронные, однофазные, бесщеточные, с самовозбуждением.
ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ: 1,7/ 2,2/ 3/ 4 кВт.
ДВИГАТЕЛЬ: одноцилиндровый 4-тактный бензиновый Briggs & Stratton; мощность
(макс.) - 5 л.с. (АС-1,7/ 2,2) и 8 л.с. (АС-3,0/ 4,0); выходное напряжение -230
В (50 Гц).
ОБЪЕМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 4/ 4/ 6/ 6 л.; бензин Аи-92; масло: летнее - SAE 30,
зимнее -10W30 или 10W40.
РАСХОД ТОПЛИВА: 0,9/ 1/ 1,3/ 1,5 л/час.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (при макс, нагрузке, без дозаправки): 2,25 ч (АС-1,7/
АС-3,0) и 2 ч (AG-2,2/ AG-4,0).
УРОВЕНЬ ШУМА: 76 дБ.
ОСОБЕННОСТИ: электрический стартер (AG-4,0 Е); авторегулятор напряжения; датчик
уровня масла; алюминизированный шумозаглушитель; автовыключение при перегрузке
более 4 секунд.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 590x413x512 мм (АС-1,7/ AG-2,2); 700x533x512 мм (AG-3,0/
AG-4,0).
ВЕС (без топлива и масла): 34/ 35/ 48/ 56 кг.
SPARKY TAG-4,0/ AG-6,0/ TAG-6,0
$1000/$1230/$1300
Бензиновые генераторы
ТИП: AG-6,0 - синхронный, однофазный, бесщеточный, с самовозбуждением; TAG-4,0/
TAG-6,0 - синхронные трехфазные, с коллекторными кольцами и щетками, с
самовозбуждением.
ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ: 6 кВт (AG-6,0/ TAG-6,0) и 4,2 кВт (TAG-4,0).
ДВИГАТЕЛЬ: одноцилиндровый 4-тактный бензиновый Briggs & Stratton; мощность
(макс.) - 11 л.с. (AG-6,0/ TAG-6,0) и 8 л.с. (TAG-4,0); объем - 6 л; выходное
напряжение - 230 В (AG-6,0) и 400/230/12 В (TAG-4,0/ TAG-6,0).
ОБЪЕМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 6 л.; бензин Аи-92; масло: летнее - SAE 30, зимнее -
10W30 или 10W40.
РАСХОД ТОПЛИВА: 2,1/ 1,5/ 2,1 л/час.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ (при макс, нагрузке, без дозаправки): 1,5 ч (AG-6,0/
TAG-6,0) и 2 ч (TAG-4,0).
УРОВЕНЬ ШУМА: 76 дБ.
ОСОБЕННОСТИ: электрический стартер; авторегулятор напряжения; датчик уровня
масла; алюминизированный шумозаглушитель; автовыключение при перегрузке более 4
секунд.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 850x610x560 мм (AG-6,0/ TAG-6,0); 760x533x512 мм (TAG-4,0).
ВЕС (без топлива и масла): 87/ 55/ 74 кг.
Sparky AG 6,5 E DA/8,5 E DH/ TAG 6,5 E DA/ 8,5 E DA/ 9,0 E DH
Портативные дизельные мини-электростанции (Болгария)
ТИП: бытовой.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: AG 6,5 Е DA/ TAG 6,5 Е DA/ 8,5 Е DA - Acme ADX 600/ 600/ 740
(Италия); AG 8,5 Е DH/ TAG 9,0 Е DH - Hatz 1D81Z (Германия); тип - дизельный
одноцилиндровый 4-тактный с верхним расположением клапанов; мощность - 7,5/
10,2/ 7,5/ 10,1/ 10,2 кВт; обороты - 3000 об./мин.; система запуска
-электростартер; охлаждение - воздушное.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость бака - 4,5/ 10/ 4,5/ 4,5/10 л; время работы без
дозаправки (при номинальной нагрузке) - 3/ 5/ 3/ 2,5/ 5 ч.
ГЕНЕРАТОР: Leroy Somer (Франция); тип - синхронный бесщеточный (кроме TAG 6,5 Е
DA/ 8,5 Е DA/ 9,0 Е DH) 1-/1-/ 3-/ 3-/ 3-фазный; класс защиты - IP 23.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ (номинальные): трехфазная мощность (только TAG 6,5 Е DA/ 8,5
Е DA/ 9,0 Е DH) - 6,5/ 8,5/ 9 кВ*А; однофазная мощность - 6,5/ 8,5/ 2,2/ 2,8/ 3
кВ*А; напряжение - 400 В (трехфазное, только TAG 6,5 Е DA/ 8,5 Е DA/ 9,0 Е DH)
или 230 В (однофазное); частота - 50 Гц.
ГАБАРИТЫ: 110x70x75 см (AG 8,5 Е DH); 100x70x75 см (TAG 9,0 Е DH); 115x66x70 см
- остальные.
ВЕС (сухой): 165/ 260/155/170/ 240 кг.
ОСОБЕННОСТИ: рамная конструкция; исполнение на колесах; ручки для
транспортировки; датчик контроля уровня масла; автоматический регулятор
напряжения; выход постоянного тока (выпрямитель на 12 В); защита от перегрузки
(автоматическое отключение при перегрузке 450% длительностью более 4 с);
индикатор давления масла в двигателе; счетчик моточасов.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: свои дизельные генераторные установки конструкторы Sparky
оборудовали итальянскими двигателями Acme и немецкими Hatz. И те, и другие
характеризуются высоким моторесурсом (примерно 3000 часов), низким расходом
топлива (1 5 2 л/ч) и хорошим соотношением цена/качество.
Кстати, диапазон 6-9 киловатт выбран Sparky не случайно. Согласно статистике,
дизельные мини электростанции с такой мощностью пользуются наибольшим спросом -
они всего на 10-20% дороже своих 2-4 киловаттных "собратьев", но в
отличие от последних позволяют смело подключать все необходимые электроприборы.
Кроме того, такой запас мощности просто необходим при работе с холодильным,
компрессорным или сварочным оборудованием.
Для упрощения процедуры запуска все мини электростанции оснащены
электростартером.
ПРИМЕНЕНИЕ: дизельные агрегаты Sparky используются для автономного или
резервного энергоснабжения. Их мощности обычно вполне хватает для питания
основных электроприборов загородного дома или коттеджа.
ЦЕНА: розничная $3330/ $4680/ $3440/ $4120/ $4900
И, наконец, коротко опишем
мини-электростанции других фирм.
Energo SH1000 DX
Переносная бензиновая мини-электростанция в шумопоглощающем кожухе (Япония)
ТИП: профессиональный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: Honda G101; тип - бензиновый одноцилиндровый 4-тактный с верхним
расположением клапанов; рабочий объем - 98 куб.см; мощность - 1,5 кВт; обороты
- 3000 об./мин.; система запуска - ручная с автонамоткой шнура; охлаждение -
воздушное.
ТОПЛИВО: бензин не ниже Аи-92; емкость бака - 4,2 л; время работы без
дозаправки (при номинальной нагрузке) - 6,5 ч.
ГЕНЕРАТОР: Sawafuji; тип - синхронный бесщеточный однофазный; класс защиты - IP
23.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ: мощность (макс.) -0,85 кВ*А; напряжение - 220 В, 50 Гц; ток
- 3,9 А.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 7 м): 60 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 47x30x43 см. Вес: 24 кг.
ОСОБЕННОСТИ: шумопоглощающий кожух; датчик контроля уровня масла; выход
постоянного тока (встроенный выпрямитель).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: SH 1000 DX миниатюрен, легко помещается в багажнике легкового
автомобиля А поскольку и весит всего 24 килограмма (без топлива) то прекрасно
подходит для применения в условиях "дикого" отдыха, например рыбалки
или кемпинга
Мини электростанция оборудована 1,5 киловаттным двигателем Honda и заключена в
шумопоглощающий кожух, "пропускающий" наружу лишь 60 дБ. ПРИМЕНЕНИЕ:
неплохой выбор для использования в качестве автономного источника
электрического тока на охоте, рыбалке и т. п.
ЦЕНА: розничная $575
Yamaha EF4600E/ EF6600E
Портативные бензиновые мини-электростанции с увеличенным топливным баком
(Япония) ТИП: профессиональный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: Yamaha MZ 300/ 360 (Япония); тип - бензиновый одноцилиндровый
4-такт-ный с верхним расположением клапанов; рабочий объем - 301/ 357 куб.см;
мощность - 5,2/ 6 кВт; обороты - 3000 об./мин.; система запуска
- электростартер и ручной запуск (есть модификации только с системой ручного
запуска); охлаждение - воздушное.
ТОПЛИВО: бензин не ниже Аи-72 (рекомендуется Аи-92 и выше); емкость бака - 21
л; время работы без дозаправки (при номинальной нагрузке) - 10,2/ 8 ч; расход
топлива (при номинальной нагрузке) - 2/ 2,6 л/ч.
ГЕНЕРАТОР: Yamaha (Япония); тип - синхронный бесщеточный однофазный; класс
защиты -IP 23.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ (номинальные): мощность - 3,5/ 5 кВ*А; напряжение - 220 В;
ток
- 15,9/ 22,7 А; частота - 50 Гц.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 7 м): 70/ 71 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 67x51x51 см.
ВЕС (сухой): 78/ 88,5 кг.
ОСОБЕННОСТИ: рамная конструкция; датчик контроля уровня масла; топливный бак
большой емкости; автоматический регулятор напряжения; автоматическое управление
воздушной заслонкой; система автоматического понижения оборотов двигателя при
отключении нагрузки (EF6600E).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: проводной пульт ДУ.
ПОТРЕБИТЕАЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: Yamaha - одна из немногих фирм, у мини-электростанций которой все
основные базовые элементы состоят из комплектующих собственного производства.
Иными словами, и двигатели, и электрогенераторы - чистокровные
"Ямахи",
Модели EF4600E и EF6600E - не исключение: их конструкция максимально
сбалансирована. В частности, форма бензобака повторяет все изгибы мотора,
поэтому емкость его весьма велика -21 литр. Благодаря этому агрегаты способны
непрерывно работать при номинальной мощности не менее 8 часов.
Как и многие другие мини-электростанции этой торговой марки, EF4600E и EF660QE
оборудованы
синхронным генератором и специальным прерывателем без плавкого предохранителя.
В результате они в состоянии выдержать высокие пусковые перегрузки (примерно до
5-кратных), всегда сопровождающие старт любого электродвигателя,
ПРИМЕНЕНИЕ: благодаря высокой
надежности (ресурс составляет примерно 5 тысяч моточасов) и наличию бензобака
большой емкости, агрегаты можно использовать в качестве источников не только
резервного, но и основного энергоснабжения. При кратковременных перебоях
(примерно 1 час в день) в подаче электричества, частых для российской глубинки,
EF4600E и EF6600E позволяют без дозаправки "продержаться" на даче или
в загородном доме целую неделю.
ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ: розничная цена $1530/ $1965. Модификации с ручным
стартом стоят соответственно $1400/ $1800.
Вепрь АБП 5-230/ 6-230
Портативные бензиновые мини-электростанции (Россия)
ТИП: профессиональный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: 5-230 ВБ/ 6-230 ВБ -Briggs&Stratton Vanguard 11HP/ 13НР (США,
сборка - Япония); 5-230 ВХ/ 6-230 ВХ - Honda GX 340/ 390 (Япония); тип -
бензиновый одноцилиндровый 4-тактный с верхним расположением клапанов; рабочий
объем - 337/ 391 куб.см; мощность - 8,3/ 9,8 кВт; обороты -3000 об./мин.;
система запуска - электростартер (модификации ВБ-С и ВХ-С) или ручная с
автонамоткой шнура (остальные); охлаждение - воздушное.
ТОПЛИВО: бензин не ниже Аи-92; емкость топливного бака - 7,1 л (ВБ), 6,5 л (ВХ)
или 30 л (ВБ-Б и ВХ-Б); время работы без дозаправки (при номинальной нагрузке)
- 3/ 2,6 ч (ВБ), 3,8/ 3,6 ч (ВХ) или 12,5/ 11,1 ч (ВБ-Б); расход топлива (при
номинальной нагрузке) - 2,5/ 3 л/ч (ВБ) или 2,4/2,9 л/ч (ВХ).
ГЕНЕРАТОР: Sincro ЕР100 (Италия); тип - синхронный однофазный; класс защиты -
IP 23.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ (номинальные): мощность -5/6 кВ*А; напряжение - 230 В; ток
-22,7/ 26,1 А; частота - 50 Гц.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 7 м): 74 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 80x52x52 см.
ВЕС (сухой): 63/ 72 кг.
ОСОБЕННОСТИ: рамная конструкция; датчик контроля уровня масла; автоматический
регулятор напряжения; защита от перегрузки и перегрева.
ПОТРЕБИТЕАЬСКИЙ АНАЛИЗ
Мини-электростанции с грозным именем "Вепрь" собираются из
импортных комплектующих на московском предприятии "АМН Комплект".
ОСОБЕННОСТИ: основные сведения об агрегате "Вепрь" можно получить,
проанализировав его маркировку. В качестве примера рассмотрим модель АБП 6-230
ВБ-БС:
- А - агрегат;
- Б - бензиновый (для дизельных Д);
- П - портативный;
- б - номинальная выходная мощность в кВ*А;
- 230 - однофазный (для трехфазных - 400);
- В - воздушное охлаждение;
- Б (до значка "-") двигатель Briggs&Stratton Vanguard (США).
Другие варианты: X - Honda (Япония), Л - Lornbardmi (Италия), Я (для дизельных)
- Yanrnar (Япония).
- Б (после значка "-") - топливный бак большой емкости;
- С - наличие электростартера.
Что касается альтернатора, то большинство агрегатов "Вепрь"
комплектуются итальянскими Sincro.
Интересный факт: по количеству приобретаемых моторов Briggs&Stratton
"АМП Комплект" прочно удерживает второе место среди российских
производителей. Больше покупает только завод "Салют", который,
впрочем для своих мотоблоков берет только две модели, в то время как при
выпуске "Вепрей" используется практически весь ассортимент
двигателей.
ПРИМЕНЕНИЕ: агрегаты предназначены для автономного или резервного
энергоснабжения потребителей. Если перебои с электричеством часты и
продолжительны по времени рекомендуем обратить внимание на модификации с
большим топливным баком.
ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ: стоимость мини электростанции зависит от комплектации.
"Вепри" АБП 5 230 ВБ/ 6 230 ВБ стоят соответственно $1000/ $1050, АБП
5 230 ВХ/ 6 230 ВХ $1100 $1180 АБП 5 230 ВБ Б/ 6 230 ВБ Б $1050/ $1100 АБП 5
230 ВБ С/ 6 230 ВБ С $1420/ $1510 АБП 5 230 ВХ С/6 230 ВХ С $1490/$1610
Geko 6000 ED-A/HHDA
Портативная дизельная мини-электростанция (Германия)
ТИП: профессиональный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GD 411 (Япония); тип - дизельный одноцилиндровый 4-тактный с
верхним расположением клапанов; рабочий объем -411 куб.см; мощность - 5,1 кВт;
обороты -3000 об./мин.; система запуска - ручная с автонамоткой шнура (есть
модификация с электростартером); охлаждение - воздушное.
ТОПЛИВО: дизельное; емкость бака - 4,6 л; время работы без дозаправки (при
нагрузке 100%) - 3 ч; расход топлива (при нагрузке 50%) -0,92 л/ч.
ГЕНЕРАТОР: Metallwarenfabrik Gemmingen GmbH; тип - асинхронный 3-фазный; класс
защиты - IP 54.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ (номинальные, 3-/ 1-фазные): мощность - 4,7/ 4 кВ*А;
напряжение -400/ 230 В; ток - 6,8/17,5 А; частота - 50 Гц.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 10 м): 72 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 75x50x59 см.
ВЕС: 118 кг.
ОСОБЕННОСТИ: рамная конструкция; датчик контроля уровня масла; стартовый
усилитель (по заказу); защита от перегрузки.
ПОТРЕБИТЕАЬСКИЙ АНААИЗ
ОСОБЕННОСТИ: эта профессиональная мини-электростанция оборудована
высококлассным дизельным двигателем Honda, у которого время наработки на отказ
составляет несколько тысяч моточасов.
При необходимости к базовой комплектации можно добавить очень полезное
устройство стартового усиления (тогда в маркировке агрегата появится
дополнительная буква "А" 6000 ED AA/ HHDA). Приобретение этого блока
наиболее оправдано при энергопитании потребителей с высокими пусковыми токами
(например электродвигателей). Дело в том, что 6000 ED A/HHDA, как и большинство
других агрегатов Geko, оборудован асинхронным электрогенератором. По сравнению
с синхронными, такие альтернаторы характеризуются повышенной защищенностью от
перегрузок, но есть у них и "ахиллесова пята" высокие пусковые
нагрузки. Выдерживать их как раз и позволяет стартовый усилитель.
ПРИМЕНЕНИЕ: электропитание бытовых приборов с активным сопротивлением
(электроплит, обогревателей, ламп накаливания, духовок электрочайников) общей
мощностью до 4,2 кВт, электроприборов с реактивным сопротивлением (пылесосы,
холодильники, телевизоры, кондиционеры, насосы, трансформаторы, электроинструменты
газонокосилки, компрессоры) до 2,2 кВт. При наличии стартового усилителя,
мощность подключаемых электроприборов с реактивным сопротивлением может быть
увеличена до 2,8 кВт.
ЦЕНА: розничная $3600.
АД8С-Т400-1В/ 16С-Т400-1В/ 30С-Т400-1Р
Стационарные дизельные мини-электростанции (Россия)
ТИП: профессиональный.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ДВИГАТЕЛЬ: Д-120-24/ Д-144-23-10/ Д65А-П (Россия); тип - дизельный 2-/ 4-/
4-цилиндровый 4-тактный с верхним расположением клапанов, рабочий объем - 1200/
1440/ 6500 куб.см; мощность -12/ 20/ 80 кВт; обороты - 1500 об./мин.; система
запуска - электростартер; охлаждение - водяное.
ТОПЛИВО: дизельное, емкость бака - 20/ 40/ 60 л; расход топлива - 2,5/ 5/ 6,5
кг/ч.
ГЕНЕРАТОР: ГС-8/ ГС-16/ ГС-30 (Россия); тип -синхронный 3-фазный; класс защиты
- IP 23.
ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ (номинальные): трехфазная мощность - 8/16/ 30 кВ*А;
напряжение - 400 В; трехфазный ток - 12,4/ 24,8/ 46,4 А; частота - 50 Гц.
УРОВЕНЬ ШУМА (на расстоянии 7 м)" 76/ 76/ 78 дБ.
ГАБАРИТЫ (ДхШхВ): 167x90x136/ 205x101x136/ 226x118x167 см.
ВЕС (сухой): 670/ 800/1650 кг.
ОСОБЕННОСТИ: разные варианты исполнения по шумозащите (без капота и без чехла,
без капота под чехлом, под капотом), по времени работы без дозаправки (АД
8/16-4 или 24 часа; АД 30 - 4 или 48 часов) и по транспортабельности (имеются
модификации на 1- или 2-осных прицепах).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
ОСОБЕННОСТИ: главные достоинства этих отечественных агрегатов невысокая цена и
100 процентная ремонтопригодность, то есть полное отсутствие проблем с запчастями.
В самом деле, двигатели для АД 8С Т400 1В и АД16С Т400 1В выпускают на
Владимирском тракторном заводе а для АД ЗОС Т400 1Р на "Рыбинских
моторах", так что комплектующие к ним найдутся в любом
"колхозе".
По заказу агрегаты могут быть оборудованы встроенным блоком автоматического
резервирования сети. В таком случае, они запускаются при пропадании напряжения
на время более 5 секунд и способны непрерывно работать многие часы (конкретная
цифра зависит от комплектации электростанции в частности, от ёмкости топливного
бака).
При необходимости агрегаты можно заказать в шумозащитном (под капотом) или
передвижном исполнении (на одно или двухосном прицепе)
ПРИМЕНЕНИЕ: наиболее подходящее место для этих "монстров"
отечественной промышленности
стройплощадка. В принципе их можно использовать и для резервного
энергоснабжения загородного дома или коттеджа, но в таком случае, как минимум,
придется позаботиться о выделении для электростанции отдельного помещения.
ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ (декабрь 2000 года): розничная стоимость агрегатов без
капота и со встроенным блоком резервирования сети на 4 часа - 194/ 195/ 250 тыс
руб; без капота и со встроенным блоком резервирования сети на 24 часа (для АД
ЗОС 48 часов) - 201/211/264 тыс руб; под капотом и без блока резервирования сети
- 149/160/ 191 тыс руб; без капота без блока резервирования сети и с одноосным
прицепом ИАПЗ 738 - 180/196/223 тыс руб.
Улыбнитесь напоследок:
Журнал "Ребус", 1901 г.
Домашняя электрическая станция
Огромную пользу для домашнего электрического освещения составляет изобретение
"домашней электрической станции". Станции представляются различной
величины, начиная с самой маленькой и кончая грандиозной, могущей освещать
целые дворцы (на нашем рисунке - домашняя электростанция средней силы, которую
можно разместить в подвале дома). Маленькая станция питает 10 ламп накаливания,
всего на 100 свечей, и изготовляется таким образом, что для ее установки не
требуется звать специального рабочего, а ее легко установит любой плотник.
Крошечный керосиновый двигатель особой системы помещается в ящике, наглухо
закрытом, и достаточно открыть маленький кран, чтобы станция начала действовать
При таком способе электрическое освещение делается доступным для людей со
средним достатком.