Выбор пути на горных маршрутах, как правило, определяется наличием троп, проложенных местными жителями или туристами.
Иногда новичк пытаются игнорировать эти тропы, что совершенно неправильно. Даже если с какого-то места подъема может показаться, что на перевал есть более короткий путь и тропа напрасно «крутит» лишние серпентины, все равно лучше верить в «умную» тропу. Кружной путь, как правило, оказывается самым экономичным и безопасным. Спрямлять изгибы тропы можно только на спусках, если уклон не очень велик.
При отсутствии троп в горной местности и при подходе к неизвестному перевалу надо организовать предварительную разведку для выбора наилучшего пути движения.
Схема движения на перевал летом. Несмотря на разнообразие местных условий, схема движения на перевал обычно бывает следующей: подход к перевалу по долине (предпочтительнее по склону южной экспозиции или по покрытому более редкой растительностью); траверсирование субальпийских и альпийских лугов и подъем по осыпям, причем для пути выбирают их «мертвые» участки с крупными камнями; выход на ледник (по концевой или боковой морене, по языку ледника и т. п.) и сравнительно пологий путь по леднику в обход ледопадов и трещин к снежному взлету или небольшой скальной стенке перевальной седловины.
Подъем на седловину по снегу или скалам производится, как правило, вертикально вверх, с обеспечением камнепадной и лавинной безопасности. Из скальных участков наиболее пригодны пологие ребра и контрфорсы.
Схема движения на перевал зимой. В зоне леса зимой туристам рекомендуется идти обычно по летней тропе, но при потеплении надо по возможности уходить на северный склон, а при похолодании — на южный.
При выходе из леса целесообразно придерживаться дна ущелья (русла реки). Если река не замерзла, то для переправы можно использовать снежные мосты, созданные упавшими ранее лавинами. Подъем на ледник проводится прямо с его языка и ни в коем случае не под «бараньими лбами». Идя по центру ледника, лучше выбирать вогнутые места его поверхности и избегать выпуклых. Верхний цирк ледника преодолевают обычно посредине, при необходимости сняв лыжи и двигаясь прямо «в лоб».
|