На главную
страницу

Мария Барабанова
03.11.1911-16.03.1993

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Мария Павловна БАРАБАНОВА

Мария БарабановаНародная артистка России (1991).
  Родилась 21 октября (3 ноября) 1911 г. в Санкт-Петербурге. Окончила Ленинградский театральный техникум (1937) и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1927 г. - актриса Ленинградского театра Пролеткульта, затем - Ленинградского ТЮЗа. После окончания театрального техникума была актрисой Ленинградского театра комедии. В 1945 г. перехала в Москву, в 1945-57 гг. - актриса Театра-студии Киноактёра, актриса и режиссёр киностудии им. М.Горького. В кино - с 1936 г. (первая роль - почтовая работница в фильме "Девушка спешит на свидание"). Совместно с В.Сухобоковым поставила фильм "Всё для вас" (1964). Принимала участие в озвучании мультфильмов. Скончалась в Москве 16 марта 1993 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

 

ХУЛИГАНКА-СКАНДАЛИСТКА

   Мария Барабанова в детстве была отъявленной хулиганкой. Её постоянно выгоняли из школы. И когда это случилось в последний раз, она пришла домой и заплакала. На что папа, обожавший свою Маню до смерти, Мария Барабановасказал: “Ты что плачешь? Подумаешь - выгнали! Школ много, а ты одна!”
   Наверное, папина безумная любовь и всепрощение сыграли злую шутку в формировании Марии Барабановой как личности, потому что творила она всё, что хотела, по жизни - со скандалами меняла театры, добивалась новых ролей в кино, обустраивала чью-то личную жизнь, боролась, обличала, клеймила, любила, одаривала... И всё это проделывала с огромной энергией, искренне веря в свою правоту и непогрешимость. Она действительно считала, что всё делает правильно, и когда обнаруживала вокруг себя массу недоброжелателей или даже врагов, категорично называла их глупцами и бездарями. Тем не менее, даже недруги Марии Павловны были вынуждены признать её талант блистательной характерной актрисы, за плечами которой не только удачно сыгранные роли на сцене и на экране, но и работы в классике отечественного кино - фильмах “Доктор Калюжный”, “Принц и нищий”, “Новые похождения Кота в сапогах”.Мария Барабанова и Сергей Столяров в фильме "Василиса Прекрасная"
   Мария Барабанова родилась в 1911 году в Петербурге в семье Путиловского рабочего. Уже с пяти лет она твёрдо решила стать артисткой, и никто не сомневался, что ей это удастся. Поэтому, наигравшись в самодеятельности, Барабанова прямиком направилась в профессиональный театр, без образования. И что самое интересное, её приняли. В Ленинградский ТЮЗ. Там она познакомилась с великолепной актрисой Клавдией Пугачёвой, от которой однажды услышала: “Всё, ухожу отсюда. Не хочу быть кастрированной актрисой!” Барабанова ушла вместе с ней, но задумалась о своём будущем. Решила учиться.
   В институт сценических искусств она поступила легко, попала на курс к Борису Сушкевичу. Замечательный педагог, МХАТовец, он полюбил свою озорную, обаятельную студентку, но и на этот раз не обошлось без скандала. На последнем курсе студенты решили организовать театр Сушкевича. Из всех лишь одна Барабанова выступила против. Она заявила, что это будет скучно и неинтересно. “Вот Мейерхольд - это другое дело!” И тут вошёл Сушкевич. Кто-то из студентов выкрикнул: “Ну, Барабанова, скажи теперь всё это при Борис Михалыче!”Мария Барабанова и Анатолий Кубацкий в фильме "Новые похождения Кота в сапогах" И она, конечно, сказала. Сушкевич выслушал, подумал и отказался с ней заниматься. Пришлось Марии заканчивать институт с башкирским национальным курсом.
   Барабанова не унывала. Тем более, что вскоре по распределению она попала в театр, о котором только можно было мечтать - в Ленинградский театр Комедии, к самому Николаю Акимову. Здесь она играла много и интересно, от деревенских неотёсанных мальчишек до французских великосветских проституток. А в 1935 году Мария Барабанова впервые оказалась на съёмочной площадке. Причём опять же из-за своего боевого характера.
   В тот год в Ленинграде гостил Московский молодёжный театр. Как-то вечером артисты отправились кутить в “Асторию” вместе с местными студентами. За столиком оказалось семнадцать парней и одна девушка - Маша Барабанова - маленькая, курносая, боевая. В разгар веселья она обнаружила за соседним столиком солидную пару, причём дама “нахально” разглядывала юную артистку в лорнет. “Вы видели, какая наглая особа? - спросила Барабанова ребят. - Ну я сейчас пойду ей устрою!” Друзья еле удержали вспылившую девушку. А на следующий день ей пришло приглашение от режиссёра Вернера на роль в комедии “Девушка спешит на свидание”.Мария Барабанова в фильме "Новые похождения Кота в сапогах"
   Уже через пару лет Мария Барабанова становится известной актрисой не только ленинградской сцены, но и всего советского кино. Эраст Гарин снимает её в роли юного санитара Тимофеича в картине “Доктор Калюжный” по пьесе Германа “Сын народа”. Фильм стал этапным не только для Барабановой, но и для исполнителей других ролей: Юрия Толубеева, Яны Жеймо, Аркадия Райкина. Но, что самое интересное, Марию Павловну утвердили не как актрису, а как мальчика, приглашённого на роль - настолько естественна была она в этом образе.
   Пройдёт много лет, и подобное недоразумение повторится в более необычных условиях - в психиатрической лечебнице. Снимался фильм “Тайна Чёрных дроздов” по детективу Агаты Кристи. Мария Павловна играла сумасшедшую миссис Мак-Кензи, к которой приходит инспектор Нил. Её вывозили на инвалидной коляске, она произносила монолог и начинала “биться в истерике”. На одном из дублей Мария Барабановамимо съёмочной группы проходил врач этой больницы. Он постоял, посмотрел на невменяемую пожилую женщину и обратился к оператору: “Вы бы заканчивали, а то нам трудно будет её успокоить”.
   В 1941 году Марию Барабанову приглашают сразу на две главные роли в фильм “Принц и нищий”. Актриса вживается в образы Тома Кенти и принца Эдуарда. На съёмках общается с пластинкой - день в одном обличье, день в другом. Поначалу она разрывается между Москвой и Ленинградом, но вскоре ради съёмок бросает театр Комедии. Скандал произошёл и на этот раз, потому что Акимов не хотел отпускать от себя талантливую актрису. С началом войны студия Горького была эвакуирована в Сталинабад, где фильм был закончен, но сразу же началась работа в картине “Мы с Урала” и агитационных короткометражках.
   Барабанова "ворочала" делами поистине государственного масштаба. В годы войны она сумела перебросить целый театр из одного города в другой. Находясь в Душанбе (тогда - Сталинабаде) со студией Горького, она получила из Алма-Аты письмо от артистов своего родного Театра комедии, из которого она ушла год назад. Коллеги жаловались на невыносимые условия жизни, в которых они оказались. Барабанова пошла к первому секретарю ЦК партии Таджикистана и добилась приказа о переправке театра в Сталинабад. Вскоре после этого случая Мария Павловна оставила кино, закончила Высшую партийную школу и стала секретарем парторганизации киностудии имени Горького. С этого момента многим ее коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то её активность шла на пользу, например, Василию Шукшину, которого она опекала и никому не давала в обиду.
   В 1944 Барабанова вернулась в Москву и осталась здесь уже навсегда. Мария БарабановаСнялась в “Модах Парижа” и “Русском вопросе” и неожиданно исчезла с экрана. Необузданный темперамент Марии Павловны заставил её заниматься построением партийной карьеры и созданием семейного уюта. С первым было проще. Барабанова закончила Высшую Партийную Школу и стала секретарём парторганизации киностудии. С этого момента многим её коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то её активность шла и на пользу. Однако человек, способный вынести темперамент Барабановой дома, на дороге не валялся. Она упорно искала мужчину своей жизни, несколько раз выходила замуж, родила дочь. В результате кино выпало из её биографии на целых десять лет. К тому времени о Барабановой успели позабыть, поэтому актрисе была необходима ударная заявка о себе, мощное напоминание. И это произошло.
   В 1957 году, узнав о пробах актрис на роль Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то кабинет и, Олег Даль и Мария Барабанова в фильме "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" стукнув кулаком по столу, сказала: “Эту роль буду играть я, и никто другой!” Фильм получился. Рецензенты актрису похвалили. Но вновь наступило затишье. Режиссёры не знали, что с ней делать, ведь Кот в сапогах - роль для травести, а кино всё больше снимало “настоящих” детей, и 50-летней актрисе делать в нём, вроде как, было нечего.
   Тогда Барабанова делает ещё один отчаянный шаг - она сама снимает фильм. Вместе с режиссёром Владимиром Сухобоковым приступает к созданию кинокомедии “Всё для вас”. В ролях - блистательные артисты Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлёв, Ольга Аросева, Борис Иванов, Леонид Харитонов, Борис Бибиков, Рина Зелёная. В фильме много песен, танцев. Интерьеры выполнены в тогда ещё немодном, но всё же новаторском духе условности: яркие краски, фанерки и щиты, минимум реквизита. По сюжету, героиня Барабановой - Маша Петровна Барашкина - инструктор горисполкома, которая трудится исключительно на благо родного города. Она и больницу построила, и стадион отгрохала, и даже ателье мод открыла. Но всё равно её никто не понимает, ни руководство, ни клиенты, ни даже любимый человек. Вся жизнь Маши Петровны Барашкиной проходит в сплошной суете, ей не до себя. По сути, Барабанова ставила автобиографию. Она пыталась доказать, что Маша Петровна - и есть Мария Павловна (даже фамилию-имя-отчество Барабанова придумала схожие со своими), Мария Барабановачто и её жизнедеятельность направлена только на благо других, “всё для вас”!
   Фильм провалился. Его не признали ни критики, ни зрители. Хотя сама Мария Павловна считала его вполне удачным, как и всё, за что она бралась. Но это уже было не так важно. Барабанова вновь на экране, вновь погружена в любимое дело. Теперь её героини - бабушки: “Финист - Ясный сокол” (старушка-веселушка), “С весельем и отвагой” (Олимпиада Васильевна), “Пока бьют часы” (тётушка Пивная кружка), “Женщина в белом” (миссис Вэзи), “Катенька” (Танечка), “Сукины дети” (мать Бусыгина). Она с блеском исполнила роль Бабы Яги в сказке Надежды Кошеверовой “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил”, постаравшись “назло Жорке Милляру” ещё больше умилить и сдобрить этот популярный образ. Сцена, разыгранная Олегом Далем и Марией Барабановой -самая интересная и озорная во всём фильме. А Марии Павловне нравилось озоровать. Когда режиссёр Ефим Грибов предложил ей сыграть бандершу-еврейку в картине “Мы едем в Америку”, она поначалу удивилась: “Ну где ты видел бандершу с такой детской физиономией? И что это за еврейка с таким курносым носом?” Но тут же заинтересовалась. Ведь это опять перевоплощение! Ведь это опять может быть смешно!
   К сожалению, больше Мария Барабанова на съёмочную площадку не вышла. Она тяжело заболела и умерла в 1993 году, оставив после себя замечательные роли и тайну своей непредсказуемой души.

Сергей КАПКОВ (Сайт "Характерные актёры российского кино")

Фильмография:
1. Девушка спешит на свидание - 1936 - почтовая работница
Могила Марии Барабановой на Новодевичьем кладбище 2. Новая Москва - 1938
3. Аринка - 1939
4. Доктор Калюжный - 1939 - Тимофеич
5. Василиса Прекрасная - 1939 - Звонарь
6. Галя - 1940
7. Юность командиров - 1940
8. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - 1941
9. Моды Парижа (новелла из фильма "Швейк готовится к бою") - 1942 - Луиз
10. Мы с Урала - 1943 - учётчица
11. Принц и нищий - 1943 - Том Кенти/принц Эдуард
12. Русский вопрос - 1947
13. Новые похождения Кота в сапогах - 1958 - Кот в сапогах
14. Всё для Вас - 1964 - Маша Петровна Барашкина
15. Переходный возраст - 1968
16. С весельем и отвагой...  - 1973 - Олимпиада Васильевна
17. С весельем и отвагой - 1974
18. Гамлет Щигровского уезда - 1975 - Марья Ильинична
19. Горожане - 1975 - женщина в очереди
20. Финист - Ясный Сокол - 1975 - старушка-веселушка
21. Пока бьют часы - 1976 - тётушка Пивная кружка
22. Про Красную Шапочку - 1977 - Вторая злая старуха
23. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - 1977 - Баба Яга
24. Примите телеграмму в долг - 1979 - женщина со шкафом
25. Соловей - 1979 - Судомойная Дама
26. Приключения маленького папы - 1979
27. Мнимый больной - 1980 - старая актриса
28. У матросов нет вопросов - 1980 - пассажирка
29. Женщина в белом - 1981 - мисс Вэзи
30. Культпоход в театр - 1982
31. Ослиная шкура - 1982 - слепая старуха
32. Тайна "Чёрных дроздов" - 1983 - миссис Мак-Кензи
33. Этот негодяй Сидоров  - 1983
34. Змеелов - 1985 - женщина в магазине
35. После дождичка, в четверг... - 1985 - первая нянька
36. Катенька - 1987 - Танечка
37. Сказка про влюблённого маляра - 1987
38. Защитник Седов - 1988
39. Раз, два - горе не беда! - 1988 - бабка
40. Охота на сутенёра - 1990
41. Сукины дети - 1990 - мать Бусыгина
42. Аферисты - 1990 - бабка в церкви
43. Алмазы шаха - 1992
44. Мы едем в Америку - 1992 - бандерша

Использованные материалы:
Сайт "Характерные актёры российского кино"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фото предоставлены Ириной Л., с сайта "Характерные актёры российского кино", из семейного архива М.П.Барабановойи с сайта NEWSru.com.
 

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz