Марина Цветаева гармонична поМарина Цветаева гармонична по своему, она «на одно крыло серебряная, на другое золотая» – от природы полюсная и даже противоречивая. Она видит все, что мешает ей жить и быть счастливой на земле, все недостатки и неустроенность, как бы только пустую часть того же стакана. Но не принимает этого, на то она и родилась мятежницей! – достраивая свой мир в душе и насаждая справедливость своими стихами, живя в них и через них в будущем. Чем становится старше, тем больше у нее родина души в центре внимания. В 31 год она выдохнет: «Господи, душа сбылась!» а позже будет просить Бога о райском саде на земле: «За этот ад, За этот бред Пошли мне сад На старость лет!» И Цветаева главным образом, счастлива творчеством. «Жизнь, как она есть, мне определенно не нравится. Я принимаю ее только преображенную». «Пошли мне!» Для полного счастья Цветаевой надо, чтобы что то шло к ней, хотя сама она щедро дарит людям поэтический праздник, «обронные жемчуга» своих творений и «улыбки другим» (1937). У Паустовского все по другому. Как писатель лирик он общепризнан, принят и любим читателями, отмечен государством и постоянно издавался при жизни. Марина Цветаева до сих пор понимаема не каждым, долго была неизвестна, критиковалась Георгием Адамовичем в Париже, а в Москве Корнелием Зелинским еще при ее жизни и Михаилом Гаспаровым в наши дни. В СССР до 1964 года она практически не издавалась. По сути, триумфальное признание Цветаевой пришло только к ее столетию. |
|