Rambler's Top100
  Теле- РадиоМастер 2007 EnglishEnglish

Как выбрать микроскоп ребенку?
Обзор учебных микроскопов для школьников.
Впечатление и отзывы о детском китайском микроскопе - игрушке EDU-TOYS MS903, отечественном биологическом МБР-1 и интерферометре ИЗК-50, сравнение.
Советы покупателям и пользователям.

    Ребенку в подарок на Новый год решили выбрать микроскоп стоимостью до 350 гривен (~ 44 US$).

    В нашем распоряжении оказались:
1. Китайский набор EDU-TOYS MS903 - микроскоп с аксессуарами для детей стоимостью 330 гривен.
2. Старый отечественный интерферометр - микроскоп ИЗК-50 1950 г. выпуска с набором окуляров и объективов, который был приобретен на барахолке за 300 гривен. Стоит отметить, что микроскоп этот выполнен на базе учебного МА, и качество картинки исходя из этого скорее всего ниже, чем у профессиональных. Еще один минус по сравнению с профессиональными и с китайцем - смена объективов не револьверная а выкручиванием. Доставшийся набор объективов и окуляров позволяет получать увеличение максимум 300Х. На фоне китайских 900 крат и необходимости полной замены смазки и доработки, а, также тот факт, что отечественный микроскоп учебный, он был отложен в сторону.

Китайский набор микроскоп EDU-TOYS MS903 для детей

Китайский набор EDU-TOYS микроскоп MS903 в кейсе

1. Низкое качество оптики микроскопа - пластиковые линзы от протирания царапаются, объективами для увеличения на 300 и 900 крат пользоваться вообще невозможно! В поле зрения только мусор и разводы. Увеличение на 900Х в микроскопе - игрушке с пластиковым штативом и без микровинта вообще звучит как насмешка!

Микроскоп EDU-TOYS MS903 с тремя объективами с пластиковыми линзами

2. Очень слабая подсветка лампочкой накаливания. И это в то время, когда существует на порядок более эффективная светодиодная подсветка! Пластиковое зеркало подсветки плоское, а не вогнутое для лучшей фокусировки света на образце, как принято, легко царапается если протереть и плохо фиксируется.

Микроскоп EDU-TOYS MS903 со слабой подсветкой

3. Работа только на просвет, подсветка на отражение не предусмотрена.

4. Достаточное количество принадлежностей: предметные стекла (пластиковые), слайсер (нарезка образцов тонкими слоями), образцы шерсти 4-х животных, инструкция по эксплуатации (но не по приготовлению образцов), набор пробирок, чашка Петри и др. И все это в удобном пластиковом кейсе.

Набор микроскоп EDU-TOYS MS903 с принадлежностями в кейсе

    Конечно, набор предназначен в первую очередь для детей, учеников и школьников и по соображениям безопасности применение пластика в какой-то степени оправдано. С другой стороны все равно препараты будут готовить родители, ребенок будет только смотреть в объектив. Качество микроскопа откровенно оставляет желать лучшего. Тем, кто когда-либо имел дело с настоящими микроскопами такой китай лучше не брать - депрессия гарантирована!
Из плюсов отметим прилагаемый набор аксессуаров, он хоть и далеко не лучшего качества, но все же относительно удобен т. к. не приходится искать все отдельно. Вывод - набор предназначен для детей, чтобы пару раз взглянуть в объектив, затем использовать это все не по назначению.

Советы по улучшению китайского детского микроскопа EDU-TOYS MS903. Модернизация ( апгрейд, доработка ) осветителя.

    Качество светителя микроскопа EDU-TOYS MS903 оставляет желать лучшего, но к счастью он легче других узлов поддается модернизации. Автором опробованы 2 взаимоисключающих способа доработки:
1. Значительно улучшить нижнюю подсветку с минимальными затратами можно закоротив накоротко или удалив резистор 4,7 Ом в цепи питания лампы подсветки. Он находится под черным пластиковым батарейным отсеком в основании микроскопа. Для этого необходимо положить микроскоп, снять нижнюю пластиковую крышку, на которой он стоит, открутить 1 болтик крепления батарейного отсека и снять его. С тыльной его стороны и будет искомый резистор. Вообще не понятно, зачем его туда впаяли экономные китайцы. Если же так хотелось продлить срок службы ламп подсветки, то его сопротивление должно быть максимум 1 Ом.
Яркость подсветки возрастет примерно в 4 раза, после чего ее станет достаточно для работы на минимальном увеличении Х100.
2. Организация нижней и верхней светодиодной подсветки белыми светодиодами повышенной яркости с узким лучом (малый угол расхождения). Требует умелых рук и некоторых навыков в радиотехнике. Впрочем, это уже материал для отдельной статьи.

Интерферометр - микроскоп ИЗК-50 с набором объективов и окуляров

    Интерферометр ИЗК-50 представляет собой модель учебного микроскопа МА с измененным (глухим) столиком и отсутствием подсветки (она организована в сменном интерференционном объективе - насадке). Учебными микроскопами МА в свое время оснащались школьные кабинеты биологии и учебные лаборатории медучилищ и мединститутов. Еще будучи учеником - школьником, помню достаточно четкую картинку хлебной плесени в окуляре такого микроскопа. ИЗК-50 предназначен для контроля параллельности оптических поверхностей, зеркал, и т. д.

Интерферометр ИЗК-50 со сменными объективами

Интерферометр ИЗК-50 со сменными объективами

Интерферометр ИЗК-50 со сменными объективами

    Достался с набором окуляров 7Х, 15Х и объективов 8Х, 10Х (с насадкой - интерферометром), 20Х. Увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива. Таким образом, увеличение будет в пределах от 56Х до 300Х. Для восстановления работоспособности потребовалось полностью разобрать, очистить от старой смазки и смазать по-новой. Для доработки до полнофункционального микроскопа, его также пришлось обустроить светодиодными подсветками снизу и сверху. Верхняя подсветка (на отражение) работает только с объективами 8Х и 10Х, более мощные объективы закрывают собой исследуемое поле от луча светодиода. Пришлось также отдельно доставать предметные и покровные стекла. Конечно, эта кропотливая работа длилась не 1 день, но после китайского микроскопа результаты впечатлили! Отличная картинка на всех увеличениях, включая 300Х! Сразу же решили отыскать окуляры и безиммерсионные объективы для большего увеличения, благо соединительные размеры стандартные для отечественных микроскопов.

    С удовольствием всей семьёй рассматривали срезы лука, яблока, цветочную пыльцу, кусочки листьев комнатных цветов, кусочек газетной бумаги и салфетки, плесень на кусочке хлеба, части тел насекомых. Все это хорошо видно при увеличениях 100Х-300Х и использовании проходящего или отраженного света подсветки. Насекомых (мух, жуков) лучше всего видно с верхней подсветкой при увеличении 20Х-100Х. Эритроциты (красные клетки крови) можно увидеть как темные точки при увеличении 100Х-200Х, а при 900Х-1500Х хорошо видна их правильная блинообразная форма с темным пятном (вогнутостью) посередине. Лейкоциты крови удалось увидеть, предварительно окрасив образец крови на предметном стекле красителем Романовского-Гимзе. На увеличении 300Х удалось даже рассмотреть какие-то движущиеся палочкообразные бактерии в капле воды, застоявшейся в вазе с цветами. Для этого также потребовалось эту воду подкрасить. Мы окрашивали образцы красителем Романовского-Гимзе, но можно пробовать метиленовый синий (детская синька), фукорцин (продаются в аптеках), спиртовой раствор йода. Для каждой флоры предпочтителен свой краситель. Красители Романовского-Гимзе и метиленовый синий окрашивают разные клетки флоры в разные цвета, часть клеток в синий, а часть в красный.
Подсветка на отражение позволила рассматривать старые микросхемы ППЗУ с ультрафиолетовым стиранием К573РФ4, К573РФ6 и 27128.
Вообще, как дети, так и родители открыли для себя действительно много интересного!

    Вывод: возня со смазкой, доработкой, поиском предметных и покровных стекол, других аксессуаров. Менять смазку скорее всего придется в любом микроскопе старше 10 лет, иначе будет очень тугое управление подвижными частями и есть вероятность сорвать зубья у зубчатых колес приводов. Кроме того прибор не предназначен для детей, поэтому только родители будут готовить препараты и настраивать прибор, дети только смотрят, слушают комментарии и познают микромир.

    Следует отметить, что светодиодная подсветка белыми люминесцентными светодиодами с углом луча ~ 15 градусов, достаточно эффективна для игрушечных и любительских микроскопов - легко встраивается, легко организуется регулировка яркости без изменения цвета (в отличие от ламп накаливания). Есть также существенные недостатки, ограничивающие ее применение в профессиональных микроскопах. В первую очередь это неравномерность спектра, приводящая к уменьшению яркости отдельных оттенков особенно на больших увеличениях.

    Несколько советов о выборе микроскопа для домашнего (детского) использования.
Вообще, негласная грубая классификация микроскопов по мере роста качества такая:
1. Игрушки - выпускает в основном Китай, выбирать следует с увеличением не более 300Х.
2. Учебные - производителей много, в качестве таковых могут рассматриваться старые советские профессиональные микроскопы. Самый оптимальный вариант, если не хотите разочароваться.
3. Профессиональные - производителей хватает. Цены заоблачные.

    Настоятельно рекомендуем выбирать приборы со стеклянными линзами окуляра и особенно объектива. Качество картинки и разрешающая способность в первую очередь зависят от объектива. Штатив и тубус микроскопа должны быть металлическими. Желательно наличие светодиодной подсветки с регулировкой яркости. В отличие от ламп накаливания сверхъяркие белые светодиоды обеспечат более естественную по цвету подсветку, отсутствие нагрева, и более высокую надежность. Если увеличение более 200Х, то крайне желательно наличие микровинта фокусировки.
Увеличение более 300Х в детских китайских микроскопах - игрушках ценовой группы до 500 гривен (2000 рублей, 60 US$) не более, чем маркетинговый трюк! Чем больше увеличение микроскопа, тем выше требования в первую очередь к объективу, подсветке и механическим узлам. Также требуется некоторый опыт при работе с увеличениями более 300Х. Да и по опыту пользования все самые эффектные чудеса и прелести микромира отлично рассматриваются на увеличениях 40Х-200Х.

    Вывод: для тех, кто с головой, руками и свободным временем, планирует пользоваться прибором длительное время, действительно хочет привлечь, а не оттолкнуть ребенка от чудес микромира, лучший выбор - купить старый отечественный медицинский лабораторный или промышленный настольный микроскоп. В настоящее время есть возможность приобрести с рук старые медицинские биологические МБР-1 50-х 60-х годов выпуска в достаточно неплохом состоянии. Если же выбор будет на стороне китайца - не гонитесь за большим увеличением - скорее всего это просто маркетинговый трюк. Наличие увеличения более 200Х в детских микроскопах вообще сомнительно. Тем более, что в серьезных приборах увеличения более 800Х обычно идут для объективов с масляной иммерсией.

И, наконец, рецепт приготовления образца препарата для наблюдения живых движущихся бактерий в микроскоп:

Способ, как приготовить образец (препарат), чтобы увидеть живые движущиеся бактерии с помощью микроскопа

  • Поставить недели на 2-3 луковицу в баночку с водой как для проращивания. Глубина погружения в воду - так, чтобы покрывала донце лука. Не важно, вырастут корни и перья и или нет. Воду за это время не меняйте.
  • За это время вырастает достаточное количество микрофлоры, вода принимает желто-коричневый оттенок, а наибольшее количество бактерий собирается возле погруженного в воду донца лука. Подготовив предметное стекло микроскопа, аккуратно вынимая лук из воды, необходимо влажным донцем лука коснуться предметного стекла, оставив на нем каплю воды. Окрашивать ничем не нужно. Накрыть покровным стеклом.
  • Смотреть с увеличением микроскопа 400 - 1500. Если объектив иммерсионный, то для лучшего качества картинки, большей контрастности, на покровное стекло можно нанести каплю иммерсионной жидкости (см. ниже).

Были впечатлены большим количеством подвижных извивающихся палочкообразных бактерий, шариков, овальных медленных созданий, колоний бактерий. И ребенку теперь не надо напоминать мыть руки ...
Таким образом, самые захватывающие и занимательные картинки, живых бактерий в движении удалось наблюдать, банально проращивая лук.

Справка: Иммерсия - погружение наружной линзы объектива микроскопа в жидкость, которая заполняет пространство между исследуемым образцом и этой линзой. Значительно повышает качество (контрастность, четкость) изображения. В качестве иммерсионной жидкости обычно применяют касторовое масло (ріцинова олія), вазелиновое масло, реже воду и глицерин. Касторовое и вазелиновое масло свободно продается в аптеках. Для обозначения вида иммерсии на объектив микроскопа наносится цветное кольцо:

  • Кольцо отсутствует — «сухой», безиммерсионный объектив.
  • Черное кольцо — масляная иммерсия - касторовое или вазелиновое масло подойдут.
  • Белое кольцо — водная иммерсия.
  • Оранжевое кольцо — иммерсия в глицерин. Встречается редко.
  • Красное кольцо — другой тип иммерсии. Встречается крайне редко.
Внимание! Во избежание выхода из строя иммерсионного объектива, сразу после окончания работы с ним, его необходимо очистить от жидкости! Сначала его просто промокаем бумажной салфеткой, потом протираем специальной салфеткой для оптики (объективов фотоаппаратов), или на крайний случай чистой хлопчато - бумажной тканью. Китайские объективы с пластиковыми линзами в иммерсионную жидкость не погружать! Загустевшее иммерсионное масло с выходной линзы объектива неплохо удаляется уайт-спиритом.
Интересных и занимательных просмотров!

                    г. Одесса        30/12/2012    Игорь Борисович Лысоконь эксклюзивно для Теле- РадиоМастер 2007